Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Художник изобразил Иисуса в плотницкой мастерской своего названого отца Иосифа. Христос здесь – молодой, загорелый и мускулистый. Он изображен расправляющим плечи, тем самым снимающим нагрузку с усталого тела после работы. Лучи заходящего вифлеемского солнца бросают тень Христа на стену мастерской и расположенную на ней доску с инструментами. Форма тени и острые, длинные инструменты, символически совпадающие с тенями от запястий, однозначно ассоциируются со смертью и Распятием.
Полотно насыщенно символикой, отсылающей нас к подробностям земного пребывания Христа. В левой части холста мы видим женщину – возможно, это Дева Мария. Она открывает сундук, содержимое которого напоминает дары волхвов. Кроме того, Её поза будто свидетельствует об ужасе Матери, находящейся у подножия креста с Распятым Сыном (Пречистая развёрнута к тени Христа на стене).
У ног Иисуса изображена красная рабочая повязка – символ тернового венца и мученической смерти. Лежащий на подоконнике гранат – тоже аллегория мученической смерти. Даже рабочие инструменты вызывают ассоциацию с орудиями пыток. Не менее красноречивым элементом является тень рукоятки пилы, показанной на переднем плане. Она напоминает форму копья, которым римский легионер Лонгин пронзит тело Христа перед снятием с креста.
Весьма значительно на тени Иисуса помещается красное грузило в форме сердца, расположенное на левой стороне тени – как раз там, где находится сердце человека.
В стене мастерской изображены две полукруглых окна, одно из которых создает нимб вокруг головы Иисуса. Чуть выше замечаем отверстие в виде Вифлеемской Звезды – образ, отсылающий нас к Рождеству Христову. Лежащий на подоконнике развернутый свиток – знак сбывающегося пророчества о приходе Мессии. Олива, виднеющаяся в окне, - отсылка к Гефсиманскому саду, где молился Христос накануне Распятия. Также оливковое дерево символизирует стойкость и бессмертие.
Намеченные на третьем плане холмы – это холмы Галилеи, напоминающие нам о проповеднической миссии Христа.
История создания
В 1850-м году коллега Ханта прерафаэлит Джон Эверетт Милле уже изображал Иисуса в образе плотника, помогающего своему отцу в детстве. Тогда полотно Милле «Христос в родительском доме» подверглось жестоким нападкам критиков из-за якобы убогого изображения мастерской. Хант повторяет многие черты картины Милле, но при этом подчеркивает физическое здоровье Иисуса Христа.
Трактовка Сына Божьего как трудолюбивого взрослого ремесленника и рабочего, вероятно, навеяна влиянием публициста Томаса Карлейля, который неоднократно подчеркивал духовную ценность честного труда. Это также соответствует возникновению «труднического» христианства и взглядам писателей Чарльза Кингсли, Томаса Хьюза и других пропагандистов физической силы и здоровья, а также энергичного следования христианским идеалам в личной и социальной жизни.
Карлайл резко критиковал более раннее изображение Хантом Иисуса на полотне «Светоч мира» (между 1852 и 1856 гг.), идентифицируя его как «папистскую» картину, потому что на ней был изображен Христос в царственной одежде. Изображение бережливости Марии (она «тщательно сберегает» дары) также соответствует акценту на финансовой ответственности рабочего класса, пропагандируемому современными евангельскими изданиями.
Произведение «Тень смерти» содержит детальный типологический символизм, отсылающий к богословскому значению роли и личности Христа.
В целом, работа была достаточно холодно принята критикой, которую не устраивало, что фигура Христа показано в общей обстановке и во время работы. Несмотря на это картина имела большой успех и была многократно воспроизведена в печатной графике и иллюстрациях. Хант также написал уменьшенную версию сюжета в 1873-м году. Прибыль, полученная с продажи воспроизведений, сделала возможным пожертвование оригинала городу Манчестеру в 1883-м году. Сейчас «Тень смерти» находится в Художественной галерее Манчестер-Сити. В настоящее время считается одним из лучших произведений Ханта.
Отношение автора к вере
Уильям Хант был глубоко верующим последователем англиканской церкви. Известно также, что буквально с раннего детства Библия стала настольной книгой художника, с которой он не расставался даже во время храмовых служб.
Вместе с Джоном Эвереттом Милле художник стремился оживить искусство, делая акцент на детальном наблюдении за миром природы в духе квазирелигиозной преданности истине. Этот религиозный подход находился под влиянием духовных качеств средневекового искусства, в противоположность предполагаемому рационализму Ренессанса, воплощенному Рафаэлем.
В середине 1850-х годов Хант отправился в Святую Землю в поисках точного топографического и этнографического материала для своих дальнейших религиозных работ. Цель Ханта – употребить все «силы, чтобы сделать более осязаемой историю и учение Иисуса Христа». В Палестине он написал несколько своих известных религиозных полотен, после которых к нему пришла мировая слава.
Все его полотна глубоко детализированы и выполнены в ярком колорите, а также демонстрируют сложную религиозную символику, вдохновленную библейскими текстами, которые верующий художник достаточно хорошо знал.
Биография
Уильям Хант родился в апреле 1827-го года в Чипсайде (Лондон) в семье Уильяма Ханта и Сары Хобман. Впоследствии Хант принял имя Холман вместо Хобман.
Хант был студентом Королевской академии художеств. Он основал движение прерафаэлитов в 1848-м году после встречи с поэтом и художником Данте Габриэлем Россетти.
Работы Ханта поначалу не пользовались успехом и их широко критиковали в прессе за их якобы неуклюжесть и уродство. Однако для Ханта задача художника заключалась, прежде всего, в выявлении соответствия между символом и реальностью. Из всех членов прерафаэлитского «Братства…» именно Хант проявлял наибольшую верность своим подходам на протяжении всей своей жизни. Слава пришла к Ханту вместе с его религиозными полотнами, отличающимися большим вниманием к деталям, ярким цветом и продуманной символикой.
В 1850-х гг. осуществил масштабное путешествие по Святой Земле. И даже построил в итоге себе дом в Иерусалиме.
Хант был женат дважды: на своей модели Фанни Во, а затем – на ее сестре Эдит (после смерти первой). Художник покинул Англию, поскольку местным законодательством не одобрялась женитьба на родственнице супруги.
Также Уильям Хант известен как ландшафтный дизайнер.
На определенном жизненном этапе художник был вынужден отказаться от живописи из-за стремительно ухудшающегося зрения. Его последние крупные работы были завершены при содействии помощника Эдварда Роберта Хьюза.
Уильям Хант умер в сентябре 1910-го года, похоронен в Соборе Святого Павла в Лондоне. В памяти людей он остался как талантливейший художник и основатель «Братства прерафаэлитов» - ассоциации художников, чье творчество оказало существенное влияние на ход мировой истории искусства.
Автор: Людмила Нестерова.