«Святое семейство с агнцем» - Рафаэль Санти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Святое семейство с агнцем»
«Святое семейство с агнцем»
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Произведение: «Святое семейство с агнцем»
Жанр: Художественное
Год создания: 1507 г.
Эпоха/течение: Религиозная живопись, пейзаж
Эпизод в Библии:

Описание произведения

На знаменитом полотне мастера Возрождения Рафаэля Санти изображена сцена, которую можно отнести к евангельскому эпизоду, где Святое семейство останавливается, чтобы передохнуть во время бегства в Египет.

На втором плане зритель видит пейзаж, характерный для эпохи римского классицизма XVI-го столетия (ярчайшим представителем которого и был Рафаэль): горы и скалы в левой части холста противопоставлены изображениям деревьев в правой. Человек, а точнее – в данном случае всё Святое семейство, помещается в самом центре композиции по сложившейся традиции Высокого Возрождения, где фон – всего лишь символическое дополнение к изображению главных действующих лиц.

Фигуры Марии, Иосифа и Младенца расположены по диагонали – от левого нижнего угла к верхнему правому – от Младенца Христа к Иосифу. Колорит одеяния Девы Марии символичен: синий/голубой – символ небесной чистоты, красный традиционно означает символ грядущей крестной жертвы Её Сына и будущих страданий Богородицы.

Иосиф Обручник – единственный изображен без сияющего ореола над головой. Его фигура облачена в голубой и золотой цвета. Золотой – главный цвет иконописи - символ Божественного присутствия и благодати.

Младенец Христос изображен по античной традиции обнаженным. На шее у него коралловое ожерелье. По народному поверью, которое до сих пор живо в Италии, амулет-оберег из веточки коралла сохраняет младенцам здоровье, охраняет от сглаза и болезней. Также существует версия, что красный цвет ожерелья символизирует не что иное, как грядущую крестную жертву Спасителя. Хотя наиболее явно на крестную жертву указывает нам присутствие Агнца. Маленький Иисус сидит на нём верхом, заботливо поддерживаемый Богородицей, что тоже имеет под собой очень глубокую символику (неотвратимости страданий). Дева Мария поддерживает Христа руками и защищает его, как каждая мать защищает своего сына. Рафаэль подчеркивает, таким образом, повседневные естественные жесты, возвеличивающие материнскую любовь.

История создания

Картины Рафаэля, изображающие Святое семейство, - либо в сопровождении других родственных персонажей, либо в одиночку посреди пейзажа, - довольно многочисленны. «Святое семейство с агнцем» - одна из ранних иллюстраций этого сюжета, принадлежащих кисти Санти. Исполненная в период обучения во Флоренции, эта работа стала одной из ключевых работ Рафаэля того времени.

Полотно несёт на себе различные влияния. Так, отголоски манеры Перуджино прослеживаются во вкусе к деталям и диагональной симметричности композиции. Стиль Леонардо, активно изучаемый Рафаэлем, угадывается в тонкой дымке (сфумато), окутывающей персонажей.

Первые упоминания о «Святом семействе…» встречаются в связи с коллекцией Фальконьери, откуда ее выкупил испанский король Карл IV. Затем картина находилась в монастыре Эскориал, а позже перешла в коллекцию музея Прадо в Мадриде, где хранится по сей день. 

Также известен предварительный подготовительный рисунок, выполненный Рафаэлем. Ныне находится в Эшмолианском музее искусства и археологии в Оксфорде.

Отношение автора к вере

При жизни Рафаэля называли «апостолом гармонии» за его бесконечное стремление к божественной гармонии в своем творчестве. Святые на его полотнах полны благородного спокойствия и умиротворения, а всемирно известные «Мадонны» (их Рафаэль создал более 30!) стали символом воспевания юности, красоты, непорочности. Тем не менее, подобно образованному человеку эпохи Возрождения Санти стремился к синтезу христианской и античной культур. Особенно ярко это проявилось в его фресках, темами которых были не только богословие и библейские сюжеты, но и характерная для античности заинтересованность философией, поэзией и юриспруденцией.

 Однако нельзя сказать, что Рафаэль слепо следовал идеям ренессансного гуманизма, едва ли не провозглашавшим свое равенство Богу. Рафаэль же без ложного самовосхваления смог заслужить прозвание «божественного Санцио» (на латинский манер) еще при своей жизни.

Искренняя вера Санти предопределила его затворнический образ жизни. Он был подлинным христианским верующим, истинным добрым католиком. Символично, что родился Рафаэль в Страстную Пятницу, и своё имя получил в честь архангела Рафаила от своего верующего отца. Умер художник тоже на Страстной неделе. Свою кончину Рафаэль Санти встретил как настоящий христианин – предварительно исповедовавшись и причастившись.

Биография

Рафаэль родился в 1483-м году в Урбино, в то время это был центр художественной и культурной жизни в Италии. Его отец, Джованни Санти, был даровитым придворным живописцем, поэтому возможность обучаться рисованию у Рафаэля была с детства.

В 17-летнем возрасте Рафаэль едет в Перуджу и поступает в мастерскую крупнейшего художника, мастера Перуджино, где проучится четыре года. В 1504-м году Рафаэль перебирается во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Фра Бартоломео и многими другими флорентийскими мастерами. 

Рафаэль достаточно рано овладевает блестящей техникой изобразительного искусства. После Перуджино он учится и у Микеланджело, и у Леонардо, но при этом никогда никому не подражает, шествуя своим, последовательным и прямым, в отличие от своих учителей, путём. И, как и все мастера Высокого Возрождения, он был чрезвычайно разносторонним: он и живописец-монументалист, и замечательный портретист, и архитектор.

Начиная с 1508-го года при дворе пап Юлия II и Льва X в Риме Рафаэлем были созданы грандиозные монументальные композиции, в частности росписи апартаментов папы. Рафаэлю удивительно гармонично удаётся найти единство между архитектурой залов и иллюзорным пространством живописи: каждая фреска продолжает внутреннее пространство и как бы выводит зрителя за пределы помещения, куда-то в природу.

Как и многие художники своего времени, Рафаэль писал стихи. Сохранились его рисунки, сопровождаемые сонетами. 

Рафаэль умер в Риме, 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне, там же в Риме. На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Автор текста: Нестерова Людмила.


Оставить комментарий