«Святое Семейство» - Ян Брейгель Старший

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Святое Семейство»
«Святое Семейство»
Автор: Ян Брейгель Старший
Местонахождение: Старая Пинакотека, Мюнхен (Германия)
Произведение: «Святое Семейство»
Жанр: Художественное
Год создания: 1623 г.
Эпоха/течение: Пейзаж, цветочный натюрморт, религиозный сюжет
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Умилительная сцена, изображающая юную Богородицу с Младенцем Христом в окружении путти, помещается в центр композиции, обрамленной яркой и многообразной цветочно-фруктовой гирляндой. Облачение Марии – красное платье и голубая накидка – выдержано в традиционных символических цветах, волосы имеют темно-русый оттенок. За Её спиной мы видим праведного Иосифа, мирно отдыхающего, вероятно, после утомительной дороги.

В композицию помещено большое количество животных. Важнейшую смысловую нагрузку несет образ агнца, изображенного справа от Девы. Это аллюзия на самого Христа, принесшего искупительную жертву за грехи людей. Насыщенный пейзаж удачно дополняется многочисленными животными и птицами: обезьянками, попугаями, белками, антилопами, кроликами и разными мелкими грызунами. Кажется, что на горизонте притаилась огромная кобра, исподтишка наблюдающая за всем происходящим.

Увесистая гирлянда, состоящая из многочисленных даров природы, поддерживается четырьмя младенцами путто. Здесь и спелые колосья, и тяжелые кочаны капусты, яблоки, тыквы, гроздья винограда, крупные бутоны роз, раскидистые лилии, маки, тюльпаны… Цветочно-фруктовое изобилие подчеркивает торжественность и богодухновенность композиции.

Колорит работы яркий и насыщенный, превалирует зеленый цвет. Многообразные цветовые – красные, желтые и голубые - акценты придают работе символический праздничный подтекст.

История создания

Картина «Святое Семейство» написана около 1623-го года на дубовой доске форматом 93,5 х 70,7 см. Является замечательным примером довольно распространенного в XVII-м столетии явления - сотрудничества двух специализированных художников. Так, все фигуры в данном произведении написаны фламандским приглашенным рисовальщиком Питером ван Эйденом.

Более детальные сведения об истории возникновения работы, к сожалению, отсутствуют. «Святое Семейство» впервые упоминается в собрании курфюрстской галереи. Ныне хранится в коллекции Старой Пинакотеки в Мюнхене (Германия).


Отношение автора к вере 

Творчество Яна Брейгеля Старшего основывалось на религиозных мотивах своего времени  и отвечало духу католической Контрреформации. Более того, в его произведениях ярко проявились влияния разного рода идеологических течений, которые существовали тогда в Нидерландах.

По примеру современной творческой интеллигенции художник верил в то, что всё живое на Земле является ярким свидетельством Божьего откровения. Таким образом, брейгелевские реалистичные изображения природы с обильным включением в пейзаж цветов, фруктов и животных явно соответствовали позиции, согласно которой изучение Божьих созданий – один из важных способов приближения к Творцу. 

Биография

Ян Брейгель Старший (известный как «Бархатный», или «Цветочный») родился в 1568-м году в Антверпене. Он был сыном выдающегося фламандского художника эпохи Возрождения - родоначальника династии Питера Брейгеля Старшего, а также братом Питера Брейгеля Младшего и отцом Яна Брейгеля Младшего. 

Ян Брейгель Старший работал во многих жанрах, включая исторические картины, цветочные натюрморты, аллегорические и мифологические сцены, пейзажи и марины, бытовой жанр, батальные сцены. Его ранние работы часто представляют собой лесные пейзажи с библейскими или историческими эпизодами. Позже он обратился к чистой пейзажной живописи и городским видам, а также к натюрмортам (зрелый период творчества мастера). 

Ян Брейгель Старший был новатором, который изобрел новые типы картин – например, картины с цветочными гирляндами, райские пейзажи и галерейные картины первой четверти XVII-го века. Также мастер создавал копии работ своего отца. Чаще всего это были переработки жанровых сцен и пейзажей с крестьянами.

Брейгель был придворным живописцем эрцгерцога Альбрехта и герцогини Изабеллы, наместников испанских Нидерландов. В Антверпене занимал должность декана гильдии живописцев св. Луки.

Художник известен также под прозвищами «Бархатный» и «Цветочный». Первое прозвище он получил за пристрастие к роскошным дорогим соответственно бархатным одеждам, второе – отсылка к специализации мастера в цветочных натюрмортах. Гораздо реже упоминаются его прозвища «Райский» и «Адский» - за изобретение жанра райского пейзажа и за написание картин со сценами ада и гротескными образами в нем.

Ян Брейгель Старший был близким другом Питера Пауля Рубенса. Известен ряд полотен, написанных этими двумя художниками в соавторстве. Рубенс и Брейгель были ведущими фламандскими художниками в первые три десятилетия XVII-го столетия.

Живописец Ян Брейгель Старший скончался в 1625-м году в возрасте 56-ти лет от холеры. Трое из его десяти детей также стали жертвами этой болезни.

В истории искусства Ян Брейгель Старший остался как блестящий фламандский художник эпохи барокко.

Автор: Людмила Нестерова. 


 


Оставить комментарий