«Сошествие Святого Духа» - Доре Поль Гюстав

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Сошествие Святого Духа»
«Сошествие Святого Духа»
Автор: Доре Поль Гюстав
Местонахождение: Иллюстрированная Библия
Произведение: «Сошествие Святого Духа»
Жанр: Художественное
Год создания: 1877 г.
Эпоха/течение: Религиозная гравюра
Эпизод в Библии:

Описание произведения

В Деяниях святых апостолов содержится повествование о событии, которое принято считать моментом рождения Церкви: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1-4). Событию этому предшествовало повеление явившегося ученикам Воскресшего Спасителя: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян.1:4–5). 

На гравюре Доре мы видим учеников Христа – апостолов и Пресвятую Богородицу, которые собрались в Сионской горнице ради дня Пятидесятницы. Через принятие божественной благодати они получают все необходимые дары, чтобы создать на земле святую Церковь. Таким образом, Пятидесятница новозаветная стала днем рождения Церкви Христовой. На гравюре мы видим голубя, как напоминание о том, что в виде голубя Святой Дух сошел на Иисуса Христа, когда он крестился в водах Иорданских, сейчас же, в праздник новозаветной Пятидесятницы, Святой Дух сходит на апостолов в виде огненных языков. 

В центре гравюры, как и в иконографии этого праздника  ̶ Пресвятая Богородица, но вокруг её головы нет нимба, нет его и у святых апостолов. Можем предположить, что художник изображает апостолов и Пресвятую Богородицу, как обычных людей, чтобы усилить и подчеркнуть сверхъестественность произошедшего: вот апостолы еще простые люди, но буквально через мгновение, как только благодать Святого Духа коснется их, они обретут совсем иное качество, и пророчество Иисуса Христа сбудется.

Сохраняется христоцентричность сюжета, мы видим, что персонажи гравюры расположены по кругу, но круг разомкнут, на переднем плане мы видим пустое место - это место, предназначенное Иисусу Христу. Он является связующим звеном между земным и небесным, без Него эта связь невозможна. 

 Хотя исторически апостол Павел в Сионской горнице не присутствовал, но литургически исключить первоверховного апостола, автора многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви невозможно. Традиционно он так же изображается в числе апостолов, поэтому на гравюре мы видим двенадцать учеников Христа.


История создания

Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работа осложнялась тем, что не все события Библии могли быть проиллюстрированы, поэтому Доре решил акцентировать внимание на ключевых, наиболее значимых событиях Священного Писания. Подход к иллюстрированию Ветхого и Нового Заветов был глубоко осмысленным и грамотным в религиозном отношении.  Так, создавая образы библейских  персонажей, художник старался не нарушать иконографических принципов, сложившихся в Европе. 

В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 году французский издательский дом Alfred Mane et fils выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством Cassell, Petter and Galpin, и с этого времени по 1870 г. Библия начала выходить в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено издательством Маврикия Осиповича Вольфа в 1876 г. Известный петербургский книгоиздатель М.О. Вольф с особым интересом относился к гравюрам Доре. Он заказывал подлинные доски из Парижа у собственника рисунков художника и впервые в России в 1874 году опубликовал полный русский перевод «Божественной комедии» с иллюстрациями Доре.


Отношение автора к вере

По воспоминаниям современников, Поль Гюстав Доре был человеком неуемной энергии, веселого нрава и титанической работоспособности. Его умение выхватить из обыденности суть происходящего и запечатлеть в остроумных карикатурах определило направление реализации его творческого таланта. Легкость в общении, веселый нрав – это был только видимый образ Доре. Глубина его восприятия жизни, выражалась не в словах, а в картинах, которые он создавал. Как отмечают современники, Доре обладал поразительной способностью зримо представлять слово, причем его образ не только следовал за текстом, но приобретал самостоятельную ценность, обусловленную высоким художественным качеством изображения. Он мог мгновенно настраиваться на ту тональность, которая была характерна для иллюстрируемого им произведения.  

Доре очень серьезно относился к работе над Библией, сохранились сотни эскизов к той или иной сцене, десятки рисунков, в которых он искал нужный ему образ. Трудно и мучительно давался ему образ Христа, много сотен вариантов он испробовал, прежде чем нашел искомое решение художественной задачи. Все это свидетельствует о том, что сердце Доре было открыто Богу, а сам живописец беспрестанно находился в духовном и творческом поиске, желая приблизиться к Творцу и в полной мере реализовать заложенный в нем талант. В 1879 году художник создал большой акварельный портрет матери, привлекший всеобщее внимание, – это был портрет пожилой женщины, сидящей в уютном старинном кресле с Библией на коленях. От этого образа веет умиротворенностью и грустью воспоминаний о далеких детских годах. Возможно, этот проникновенный портрет является еще одним безмолвным свидетельством тех прочных оснований, на которых выросла могучая личность Гюстава Доре. 


Биография

Поль Гюстав Доре - французский живописец, иллюстратор, скульптор и гравер. Родился 6 января 1832 года в эльзасском городе Страсбурге в зажиточной семье. Отец – путеец  департамента, строитель мостов Пьер-Луи Христофор Доре, мать - Александрина Плюшар. Отец любил читать, имел большую библиотеку, благодаря чему сын имел возможность рассматривать иллюстрации книг.

В 1841 году семья переезжает в Бур - городок, окруженный богатой природой. 

В 1847 году Доре вместе с матерью переезжает в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. В Париже главный редактор «Журналь пур рир» Ш. Филипон принимает его в число сотрудников, и у Гюстава появляется возможность много времени проводить в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также подолгу рассматривать старые гравюры в Национальной библиотеке. 

В конце 1847 года был издан его альбом литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии было написано: «Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий…».

С 1848 по 1852 год, Доре, имевший амплуа "карикатуриста бытовых сцен", еженедельно заполняет сатирическими литографированными рисунками страничку в журнале Филипона и встречается здесь со многими мастерами литографированной карикатуры, творчество которых служит для него на первых порах образцом. К маю 1862 года число его рисунков достигло сорока четырех тысяч.

  В 1863 же году Доре создает рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе, тогда же появился большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Он иллюстрировал книги Рабле, Бальзака, Теннисона, Мильтона, Данте, Сервантеса, лорда Байрона и Эдгара По. Гюстав Доре смог достичь большой известности при жизни: стал автором более чем 400 картин и сотни акварельных пейзажей, но воистину бесценное наследие — его гравюры и иллюстрации. Более 4000 опубликованных книг использовали гравюры Гюстава Доре, более 10000 раз использовались его иллюстрации. Их использовал для своих декораций Голливуд.

В 1882 году Гюставу Доре было выплачено 30,000 франков, чтобы он проиллюстрировал «Ворона» Эдгара По. Эта работа стала для него последней.

Умер Поль Гюстав Доре 23 января 1883 г. в Париже от сердечного приступа.

Автор текста: Григорьева Наталья Ивановна.




Оставить комментарий