Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Cum beatus Ignatius» (С блаженным Игнатием)– произведение Т.Л.де Виктория для мужского хора а-капелла. Это сочинение посвящено святому Игнатию Богоносцу и исполнялось в день его памяти. Латинский текст торжественного произведения основан на послании святого, которое было написано к пастве во время последнего путешествия в Рим, на казнь. Священномученик Игнатий родился во время земной жизни Господа Иисуса Христа, сидел на коленях Спасителя, потом стал учеником апостола Иоанна Богослова, путешествовал вместе с апостолом Петром. Во время епископства на Антиохийской кафедре удостоился видения небесного богослужения, где пели Ангелы и по этому образу он ввел в церкви антифонное пение, которое затем распространилось по всему миру. Сорок лет святитель возглавлял кафедру в Антиохии, по приказу императора был предан смерти, как христианин, написал семь посланий пастве во время путешествия к месту казни. Пример мужества священномученика заставил императора прекратить гонения на христиан, его мощи были перенесены в Антиохию, а впоследствии были возвращены в Рим. Сегодня они находятся в церкви священномученика Климента, папы Римского. Слова одного из посланий священномученика Игнатия: «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера – начало, а любовь – конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший не ненавидит».
История создания
Произведение «Cum beatus Ignatius» является примером музыкального стиля Т.Л.де Виктории, которого называли «испанским Палестриной». Действительно, композитор перенял мастерство Палестрины во время своей учебы в Риме и стал одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения на испанской земле. Многочисленные духовные сочинения перекликаются по содержанию с творениями Дж.Палестрины, Орландо ди Лассо и других представителей эпохи, но они совершенно самобытны, неповторимы и изысканны. Каждое творения мастера стало памятником музыкального искусства XV века.
Отношение автора к вере
Томас Луис де Виктория родился в традиционной христианской семье Испании. Его мать, по некоторым сведениям, или ее предки происходили из евреев, принявших крещение в Испании. С раннего возраста и до 18 лет будущий композитор пел в церковном хоре, был увлечен музыкой, обучался композиции. Обладая замечательным голосом, Томас де Виктория предпочел сосредоточиться на карьере церковного композитора. Впоследствии принял сан священника. Все его произведения духовного содержания достаточно быстро обрели известность, в 1576 году был опубликован первый сборник. В XX веке интерес к сочинениям Томаса де Виктории подарил второе рождение большинству произведений – они стали исполняться и записываться лучшими студиями и коллективами мира.
Биография
Томас Луис де Виктория родился в Кастилии около 1548 года. После смерти отца в 1557 году его дядя, Хуан Луис, стал опекуном мальчика. Он был хористом в одном из соборов Авилы (провинция Кастилии). Считается, что в это время будущий композитор начал заниматься с органистом в авильской школе для мальчиков.
Получив грант от Филиппа II в 1565 году, будущий композитор отправился в Рим и стал хористом в Немецком колледже, основанном святым Игнатием Лойолой. Возможно, он учился у Палестрины примерно в это время и безусловно, на него повлиял стиль великого итальянца. В течение некоторого времени, начиная с 1573 года, Томас Луис де Виктория занимал две должности: одну в Немецком колледже, а другую в Папской римской семинарии. В 1571 году он был принят на работу в Немецкий колледж в качестве преподавателя и начал получать свой первый стабильный доход. После того, как Палестрина покинул семинарию, Виктория занял должность маэстро (предположительно по представлению последнего).
Композитор был рукоположен в сан священника в 1574 году епископом Томасом Голдвеллом. До этого он был рукоположен в сан дьякона, но недолго служил в этом качестве, так как обычно дьяконы вскоре становились священниками. В 1575 году де Виктория был назначен руководителем Капеллы Святого Апполинария. Церковные руководители часто спрашивали композитора о его мнении по назначению на должности в соборе, ценя его славу и знания. Он был верен своей должности монастырского органиста даже после своего профессионального дебюта в качестве органиста.
В 1587 году Филипп II удовлетворил желание де Виктории вернуться в родную Испанию, назначив капелланом своей сестры, вдовствующей императрицы Марии, дочери Карла V, которая с 1581 года жила в уединении со своей дочерью принцессой Маргаритой в монастыре де лас Дескальзас де Сент-Клара в Мадриде. Композитор проработал 24 года в Дескальзас-Реалес, 17 лет служил капелланом императрицы до ее смерти, а затем органистом монастыря. Ему также платили в Дескальзас-Реалес гораздо больше, чем он зарабатывал бы в качестве капеллана кафедрального собора. Когда императрица Мария умерла в 1603 году, она завещала три должности капеллана в монастыре, причем одна из них досталась Томасу Луису де Виктории. По словам самого композитора, он никогда не принимал никакой дополнительной платы за то, что выполнял обязанности капельмейстера и стал органистом, а не капельмейстером. Таково было условие, в котором он настоял, что его контракт позволял ему частые путешествия вдали от монастыря. Он имел возможность посетить Рим с 1592 по 1595 год, где был на погребении Палестрины. В последние годы жизни Томас Луис де Виктория продолжил работать органистом, отказавшись от более высоких постов. Умер прославленный композитор в 1611 году в Мадриде в резиденции капелланов и был похоронен там же, но, к сожалению, на сегодняшний день его могила не идентифицирована. Произведения великий испанский композитора эпохи Возрождения в настоящее время часто исполняются лучшими музыкантами мира.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст
Cum beatus Ignatius
damnatus esset ad bestias,
et ardore patiendi rugientes,
audirent leones, ait:
Frumentum Christi sum,
dentibus bestiarum immolar,
ut panis mundus inveniar.
Ignis, crux, bestiae confractio ossium,
membrorum et totius corporus contritio
et tota tormenta diaboli in me veniant:
tantum ut Christo fruar.
Благословенный Игнатий
был приговорен к смертной казни,
и пламя страданий ревёт,
львы слушают:
Я - зерно Христово,
принесенные в жертву зубы зверя,
чтобы найти чистый хлеб.
Огонь, крест, зверь, переворачивающий кости,
раздавливание конечностей и всего тела
все дьявольское оружие достается мне:
только для того, чтобы наслаждаться Христом.