Пророк Елисей и сонамитянка - Ластман Питер

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Пророк Елисей и сонамитянка
Пророк Елисей и сонамитянка
Автор: Ластман Питер
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Произведение: Пророк Елисей и сонамитянка
Жанр: Художественное
Год создания: 1620 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

Описание произведения


«Пророк Елисей и сонамитянка» – произведение мастера Золотого века голландской живописи Питера Ластмана, созданное на основе истории из Ветхого Завета. На картине художник изобразил сцену встречи женщины с пророком у горы Кармил, куда та приехала после внезапной смерти её сына. Имея безграничную веру в Господа и избранного Им пророка, творившего чудеса во имя Божие, сонамитянка надеялась на возвращение к жизни своего ребёнка.

В центре полотна, у подножия горы, на коленях стоит женщина, обращаясь за помощью к Елисею. Она проделала долгий путь на осле вместе со своим слугой. В её взгляде читается отчаяние и одновременно горит огонёк надежды. Материнское сердце рвётся на части, тоскуя по любимому и единственному сыну. За плечи женщину поддерживает слуга пророка по имени Гиезий, который повсюду сопровождал Елисея. Сам пророк в ярко-красной накидке слушает рассказ о горе, постигшем сонамитянку. В руке он держит большую книгу, Священное Писание, что говорит о его святости и тесном общении с Творцом.

Все персонажи находятся на небольшой возвышенности, с обеих сторон их окружают горы и холмы, поросшие зеленью. Затянутое облачной пеленой небо усиливает подавленное настроение, царящее на картине.


История создания


Рассказ о женщине из города Сонам и ветхозаветном пророке Елисее находится в 4 Книге Царств. Согласно повествованию, однажды сонамитянка с благоговением оказала гостеприимство пророку, который затем предрёк ей скорое рождение сына. Однако спустя годы ребенок заболел и скончался, а женщина отправилась к Елисею за помощью. Тот чудесным образом оживил мальчика и тем самым прославил Господа, даровавшего ему такую силу.

Этот эпизод нередко становился источником вдохновения для разных художников, воплощавших те или иные моменты этой истории на холсте. Разумеется, Питер Ластман, посвятивший своё творчество преимущественно библейской живописи, не смог остаться в стороне от столь яркого примера живой и действенной веры в Бога. Он написал свою работу уже в поздний период своей жизни (1620 г.).

Произведение пленяет глубиной переданных эмоций и является прекрасным образцом мастерства голландского живописца.

В настоящее время картина «Пророк Елисей и сонамитянка» выставлена в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.


Отношение автора к вере


Питер Ластман появился на свет в традиционной католической семье, и даже после воцарения протестантизма на территории Голландии родители будущего известного художника продолжали хранить верность католической вере. Есть информация, что его отец даже занимал должность церковного старосты. Поэтому неудивительно, что именно библейская живопись стала основным направлением творческой деятельности мастера.

Его многочисленные произведения иллюстрируют новозаветные и ветхозаветные сюжеты, причём последними он увлёкся во время своего пребывания в Италии. Христианские сцены словно оживали на его полотнах. Эмоциональные, динамичные, они прекрасно раскрывали характеры персонажей. Очевидно, что не только выдающиеся способности художника и отличное знание Священного Писания сыграли свою роль в создании подобных произведений, но и его собственное отношение к религии.


Биография


Питер Ластман, нидерландский живописец, родился около 1583 года в Амстердаме. Учился он у художника Геррита Питерса, а после окончания обучения отправился в Италию, где некоторое время проживал в Риме и Венеции. Именно там Ластман познакомился с творчеством Караваджо. В Риме он входил в круг художников, объединившихся вокруг Адама Эльсхаймера.

В 1607 г. Ластман вернулся в Амстердам. Самые ранние из его известных работ, два рисунка, датированы 1603 годом; возможно, они были исполнены в Италии, но еще в маньеристическом стиле.

По возвращении в Голландию Питер Ластман становится одним из самых характерных амстердамских художников; в его мастерской в 1619 – 1621 годах учился Ян Ливенс, а в 1624–1625 годах Рембрандт, пробыв у него всего шесть месяцев, на всю жизнь сохранит свое восхищение перед искусством учителя.

Заслугой Ластмана было то, что после Эльсхаймера и маньеристов Утрехта и Харлема он создал действительно новую живопись на исторические и библейские сюжеты, повествовательную, реалистичную и подчеркнуто психологичную. Питер Ластман является частью группы художников, называемых до-Рембранесками, то есть художниками до Рембрандта.

После 1620 года искусство Ластмана приходит в упадок, словно он стремится смягчить первоначальную резкость. Согласно некоторым архивным документам, художник остаток жизни провел в родном Амстердаме, где и умер 4 апреля 1633 года.


Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.



Оставить комментарий