«Проповедь в Капернауме» - Котарбинский Вильгельм Александрович
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Город Капернаум сделался местом почти постоянного пребывания Спасителя. Согласно Евангелию после окончания брачного торжества в Кане Галилейской Иисус Христос пошел в Капернаум (Ин. 2:12). Сюда вместе с Ним пришли Богоматерь, Его братья и ученики.
Капернаум в то время был своеобразным культурным центром, торговым узлом на перекрестке дорог в Дамаск и Финикию. Здесь стоял римский гарнизон. Командовавший этим гарнизоном сотник благосклонно относился к евреям и даже построил им синагогу. Город располагался на северо-западном берегу Генисаретского озера, и многие его жители занимались рыбным промыслом. Здесь же, в доме своей тещи, жил Петр, будущий апостол Христов. Ни в каком другом городе Палестины Иисус Христос не проповедовал и не показывал Своего всемогущества больше, чем здесь. Сюда Он переселил Свою Матерь, Пресвятую Деву Марию, отсюда Он ходил на проповедь по всей Галилее, Самарии и Иудее.
Но, несмотря на совершенные в Капернауме чудеса, поучения и обличения, жители города не раскаялись и не уверовали. И тогда было произнесено грозное решение суда Божия: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься...» (Мф 11:23; Лк 10:15).
Таким образом, исходя из Евангельской истории, нам показана одна из проповедей Христа в городе Капернауме. В картинах и на иконах мы привыкли видеть Спасителя в сине-красных одеяниях или совсем белых с нимбом вокруг головы. Здесь же образ Христа представлен не типично. Мы видим человека, облаченного в белый хитон, поверх которого надета длинная темная жилетка. От его образа не исходит божественного сияния. Иисус стоит с поднятой вверх рукой, что указывает на то, что он ораторствует. Вокруг него множество слушающих людей, сидящих и стоящих на земле. Действие происходит на улице рядом с домом, линия угла стены которого, делит картину на две части, условно обозначая центр, где и располагается фигура Христа.
Колористика картины пронизана нежным сочетанием пастельных тонов бежевого, песочного, белого, коричневого, зеленого с завораживающим ярким небесно-бирюзовым цветом, которым исполнены небо и накидка на одном из слушателей. Все эти приемы: сочетания цветов, тонов, расположение фигур в картине художника составляют единое целое, говорящее о гармонии человека с природой в соединении внешней и духовной красоты.
История создания
Об истории создания данной картины на сегодняшний день в открытых источниках в подробностях упоминаний нет. Однако ее монументальность (78,5 х 120,3 см.) говорит о том, что она была создана, так же как и другие масштабные картины автора под влиянием его римского учителя Франческо Подести.
Отношение автора к вере
Если речь идет о мистической и религиозной живописи, то имя Котарбинского пожалуй будет одним из первых в списке таких художников. В них мы видим отражение духовного понимания окружающего мира с его мистическими не познаваемыми материями, которые выражены в удивительно привлекательной эстетике. Особое влияние на стиль в работах художника оказала его учеба в Риме, где после 20-ти летнего стажа художнику пришлось столкнуться с упадком спроса на полотна с мистической и религиозной живописью. Город стал терять позиции центра влияния на европейскую живопись, уступая Парижу и Мюнхену. Художнику пришлось за бесценок продать свои оставшиеся картины. Однако от голодной смерти художника спасает знакомство с братьями Сведомскими, с которыми с 1887 года он начинает работать над росписью Владимирского собора.
В таком повороте судьбы, несомненно, можно рассмотреть и Божественный промысел о трудолюбивом художнике. И действительно, его мастерская кисть в работах вместе с Павлом Сведомским над росписями Владимирского собора в 1887-1895 гг. создаст 18 огромных картин и 84 отдельные фигуры, в частности в южной части храма «Тайная вечеря» и «Вход в Иерусалим». В северной: «Распятие» и «Суд Пилата».
Таким образом, росписи во Владимирском соборе выдвинули имя Вильгельма Котарбинского в число самых известных художников Российской империи. Он был награждён орденом Станислава 2-й степени, а в 1905 году Петербургская академия художеств «за известность на художественном поприще признает и почитает В. А. Котарбинского своим академиком».
В биографии художника нет прямого свидетельства о его конфессиональной принадлежности. Но сегодня, смотря на его картины и полотна с религиозной тематикой невозможно сказать, что он не был истинным христианином.
Биография
Котарбинский Вильгельм (Василий) Александрович (1849—1922) художник - живописец польского происхождения. Получил образование в Варшавской художественной школе (1867-1871). В 20 лет на деньги Варшавского общества изящных искусств уехал в Рим, где блестяще окончил Академию св. Луки в Риме под руководством Подести (1872-1875); в 1882 г. окончил Академию художеств в Петербурге (в 1905 г. удостоен звания академика).
До 1987 года он живет в Риме. Время от времени в прессе появлялись рассказы путешественников о жизни Котарбинского в Риме, о его скромной, "заваленной эскизами и начатыми картинами разной величины мастерской, где невозбранно гуляют на свободе голуби и попугаи". Учеба в Риме и жизнь в Италии после окончания Академии, безусловно, оказали влияние на живописное творчество В. Котарбинского. Скорее этим и объясняется внешняя красочность и эстетика его картин на мифологические и библейские сюжеты. Увлекался художник и полотнами, полными символов, мистики, фантастических видений.
С 1887 года жил и работал в Киеве на росписях Владимирского собора по приглашению братьев Сведомских. В это время выработал своеобразный стиль в духе модернизированного салонного направления, который пользовался огромной популярностью. Некоторое время звание ведущего российского символиста сопутствовало Вильгельму Котарбинскому в знак «признания» неясностей изображенного на его картинах. Некоторое количество его работ доступны нам сейчас благодаря тому, что были изданы в свое время в виде открыток: Могила самоубийцы, Туман утешитель, После смерти, Стрекоза, Мученица и мн. др.
Котарбинский является автором ряда крупных станковых полотен, разошедшихся по всему миру – в Италии, у польских коллекционеров, его работы приобретались знаменитыми коллекционерами Солдатенковым, Терещенко, полотно «Оргия» была приобретена музеем императора Александра III.
О трудоспособности В. Котарбинского историки говорят так: «он был очень плодовит, работал легко и много. Был весьма коммерчески успешен. Кроме огромного количества серий на мистические темы он написал множество небольших работ, преимущественно на исторические, религиозные и мифологические темы; но также оформлял интерьеры особняков магнатов.
После продолжительной болезни, художник умер в Киеве, там же похоронен на киевском Байковом кладбище на 1-м польском участке новой части кладбища; могила — слева от аллеи.
Автор текста: Кузьмина Елена Владимировна.