Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
К сожалению, краски изумительной фрески Паоло Уччелло «Потоп», находящейся в огромной флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла, сильно померкли. Ноев ковчег здесь изображен дважды - в водах потопа и после причаливания к берегу, когда воды потопа схлынули. Объединение этих двух частей сюжета из Книги Бытия в одно живописное произведение свидетельствует о таланте Уччелло в интерпретации уже знакомых подходов к изображению библейских событий и персонажей. В переднем левом углу мы видим всадника на коне с саблей, нападающего на стоящего справа обнаженного человека также с саблей в руке, на котором надето сложное шейное украшение, известное как mazzocchia. Другие персонажи на фреске еще пытаются сражаться с разбушевавшейся стихией либо уже мертвы. Вся сцена является настоящим олицетворением ужаса и страха, что отсылает нас к тексту Ветхого Завета, 7-й книге Бытия: «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге» (Быт.7:19-23).
В "Жизнеописаниях знаменитых живописцев" Джорджо Вазари так отзывается об этой работе художника: "Он (Уччелло) написал мертвые тела, бурю, неистовый ветер, вспышки молний, вывороченные с корнем деревья и объявший людей ужас так, словно видел все это своими глазами". На заднем плане фрески, почти неразличимом невооруженным взглядом, Вазари заметил «мертвеца, которому ворон выклевывает глаза».
Мастерски выстроена во "Всемирном потопе" перспектива, создающая эффект воронки, водоворота, засасывающего пытающихся спастись людей. До сих пор не идентифицирована фигура величественного старца, помещенная живописцем почти в центре композиции. Некоторые исследователи утверждают, что это - Ной. Однако фигура Ноя изображена правее и выше, прямо под сводом арки.
История создания
Над росписью церкви Санта-Мария Новелла трудились несколько художников, имена которых, к сожалению, история для нас не сохранила. Достоверно известно лишь то, что Паоло Уччелло был одним из этих нескольких художников. Особенного внимания в церкви Санта-Мария Новелла заслуживает так называемая "Зеленая Аркада", названная так потому, что в большинстве фресок, украшающих ее, преобладает зеленый цвет (порою они даже кажутся монохромными, несмотря на то, что в них присутствуют и красно-коричневые тона). Джорджо Вазари был склонен считать "Всемирный потоп" величайшей из работ Уччелло, и многие современные искусствоведы присоединяются к его точке зрения. Фреска действительно поражает своей величественностью, хотя и находится в самом плачевном состоянии.
Отношение автора к вере
Сохранившиеся сведения о биографии Паоло Уччелло дают нам право утверждать, что художник был истинным христианином, служившим Господу через свой талант, который он начал воплощать и развивать с самого раннего детства. Готическое направление живописи закономерно увлекало его в большей степени, так как в нем мастер видел наиболее выверенный и отточенный язык, способный передать настоящую устремленность к Всевышнему.
Биограф Вазари неоднократно свидетельствует о добром нраве Уччелло и его умении с достоинством решать сложные жизненные вопросы. Немаловажно, что в его позднем браке родилась дочь, которая в дальнейшем выбрала путь безбрачия и монашества. Очевидно, что на такое решение во многом могло повлиять глубоко религиозное и высоконравственное воспитание отца. Можно заключить, что Паоло Уччелло принес в дар Богу не только свои росписи и полотна, прославляющие Господа, но и свою единственную дочь.
Биография
Паоло ди Доно (позже Уччелло) родился в 1397 году во Флоренции. Его отец Доно ди Паоло был врачом, а мать Антония ди Джованни дель Кастелло дель Бечутто, была представительницей знатного флорентийского рода. Талант живописца проявился у Паоло еще в детстве. Известно, что в возрасте десяти лет он помогал знаменитым скульпторам Гиберти и Брунеллески в проекте скульптурного оформления северных ворот флорентийского Баптистерия.
В 1415 году Уччелло вступает в ряды Цеха флорентийских докторов, аптекарей и живописцев. В 1418 году он много путешествует, посещая Пизу и Сиену, где изучает творчество Сассетта и братьев Лоренцетти.
С 1424 года Уччелло вступает в новую организацию — Цех художников Святого Луки. В этом же году он работает над фресками в монастыре Санта- Мария-Новелла во Флоренции. В 1425 году Уччелло переезжает в Венецию, где будет работать на протяжении пяти лет. Вместе с Гиберти он работает над оформлением венецианской церкви Сан-Марко и впервые пробует себя в технике мозаики.
В январе 1431 года Уччелло возвращается во Флоренцию. Заказы на оформление церквей и часовен буквально засыпали художника. В 1436 году Паоло получает от Совета заказ по строительству церкви Санта-Мария-дель-Фьоре. После этой работы, снискавшей настоящую славу, Уччелло в период с 1435 по 1440 год работает сразу над тремя картинами на одну и ту же тему: битва при Сан Романо. Когда работа была завершена, восхищенный этими полотнами Казимо Медичи приказал перевести их в свой дворец и разместить в Зале Славы.
В 1445 году Уччелло по приглашению Донателло едет с ним в Падую, где скульптора ждет серьезная работа по заказу местных властей. В 1447 году по возвращении во Флоренцию, художник работает над оформлением внутреннего дворика монастыря Санта-Мария-Новелла и расписывает стены фресками «Потоп», «Отступление вод», «Жертвоприношение Ноя» и «Опьянение Ноя».
В 1452 году Уччелло женится на девятнадцатилетней Томассе ди Бенедетто Малифичи. У них рождается сын Донато и дочь Антония.
В 1465 году Уччелло получает заказ на роспись алтаря церкви Сан-Сакраменто в Урбино. Эта работа стала известной под названием «Осквернение остии». В 1470 году Уччелло создает свой последний шедевр, картину «Охота», которую его современники едва могли оценить по достоинству. В этой работе мастер очень близко подошел к разгадке «тайны перспективы».
Паоло Уччелло умер во Флоренции 10 февраля 1475 года.
Автор текста: Миненко Евгения.