«Помяни, Господи, Давида» - Монтеверди Клаудио

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
 «Помяни, Господи, Давида»
«Помяни, Господи, Давида»
Автор: Монтеверди Клаудио
Произведение: «Memento Domine David»
Жанр: Духовная музыка
Год создания: XVI - XVII вв.
Стиль:Духовное сочинение

Описание произведения

    «Memento Domine David» (Помяни, Господи, Давида) – произведение К. Монтеверди для хора а-капелла. Текст сочинения на латинском языке взят композитором из библейской книги Псалтирь. В изложении «Толковой Библии» Лопухина так объясняется содержание этого псалма: «Означенный псалом можно считать написанным Соломоном при перенесении Кивота Завета из скинии Давидовой во вновь сооруженный им храм. На это событие указывает, напр., Пс.131:8, где писатель обращается к Господу с молитвой стать с Ковчегом на «место покоя», чем Господь покажет благоволение к своему помазаннику «ради Давида» (Пс.131:10). Стихи Пс.131:8–10, кроме того, приводятся в содержании молитвы Соломоновой при освящении храма (2Пар. 6:41–42). Да и все содержание псалма представляет торжественную песнь, более всего соответствующую указанному времени». Таким образом, предназначение сочинения К.Монтеверди может быть связано с освящением Церкви. «Memento Domine David» является торжественным и выразительным духовным гимном. 

     В наши дни «Memento Domine David» Монтеверди исполняется, как концертное сочинение лучшими музыкальными коллективами мира, специализирующимися на старинной духовной музыке.

 

История создания

     Произведение «Memento Domine David» является примером музыкального стиля на границе эпох – от Возрождения к барокко, при этом сочинение обладает чертами индивидуального стиля самого композитора. Созданные в XVII веке сочинения подвергались критике и нападкам, их считали спорными или наоборот подражательными, но время показало, что Монтеверди был смелым новатором, ярким и талантливым мастером. Он пережил немало потрясений, его не обошли стороной лишения и утраты, но все утешение композитор находил в вере в Бога, в своем церковном творчестве. 

     

Отношение автора к вере

     Композитор родился в христианской семье. Свое первое духовное сочинение он написал в возрасте 15 лет и это было первое опубликованное произведение - набор мотетов, «Sacrae cantiunculae» (Священные песни) для трех голосов, был выпущен в Венеции в 1582 году. Его вторая опубликованная работа, «Madrigali spirituali» (Духовные мадригалы, 1583), была напечатана в Брешии. Впоследствии композитор усердно работал в жанре духовной музыки – в августе 1613 года он был назначен на должность музыкального руководителя базилики Сан-Марко в Венеции. Еще одним значительным сочинением Монтеверди является «Вечерня Пресвятой Богородицы», которая могла исполняться во все праздники Матери Божией. В ноябре 1632 года композитор написал и представил мессу в базилике Сан-Марко в честь избавления от чумы. В 1631 году Монтеверди был рукоположен в диакона, а затем священника, в 1632 г и был назначен членом духовенства Кремоны. 

 

Биография

    Клаудио Джованни Антонио Монтеверди крещен 15 мая 1567 года. Он прославился, как итальянский композитор, хормейстер и священник. Композитор как светской, так и духовной музыки, сделал значительный вклад в развитие оперы, он считается важной переходной фигурой между эпохами Возрождения и барокко в истории музыки.

    Родившись в Кремоне, где он начал свои первые музыкальные занятия и сочинения, Монтеверди развил свою карьеру сначала при дворе Мантуи (около 1590-1613), а затем до самой своей смерти в Венецианской Республике, где он был капельмейстером в базилике Сан-Марко. Его сохранившиеся письма дают представление о жизни профессионального музыканта в Италии того периода, включая проблемы доходов, покровительства и политики. Его отпевание происходило торжественно в обоих главных храмах Венеции — св. Марка и Санта Мария деи Фрари. Погребен композитор во втором из этих храмов (в приделе св. Амвросия).

    Большая часть произведений Монтеверди, включая многие сценические произведения, была утрачена. Его сохранившаяся музыка включает в себя девять книг мадригалов, крупномасштабные религиозные произведения, такие как его Vespro della Beata Vergine (Вечерня для Пресвятой Девы) 1610 года, множество духовных произведений и три полные оперы. Его опера "Орфей" (1607) - самая ранняя из широко исполняемых до сих пор произведений этого жанра; к концу своей жизни композитор написал произведения для Венеции. В то время как композитор активно работал в традиции полифонии раннего Возрождения, о чем свидетельствуют его мадригалы, он предпринял большие разработки в форме и мелодии и начал использовать технику basso continuo, характерную для барокко. Не чуждый полемики, он защищал свои иногда новые приемы, как элементы seconda pratica, противопоставляя их более ортодоксальному раннему стилю, который он назвал prima pratica. В значительной степени забытые в течение восемнадцатого и большей части девятнадцатого веков, его работы были заново открыты примерно в начале двадцатого века. В настоящее время Монтеверди зарекомендовал себя как значительное влияние в европейской музыкальной истории и как композитор, чьи произведения регулярно исполняются и записываются. 

 

Текст составил: Веткина Анастасия Александровна.

 

Текст

Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея. Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего. Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе. Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы, священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему. Враги его облеку студом, на немже процветет святыня Моя.

 

Оставить комментарий