Поклонение волхвов - Питер Брейгель Старший

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Автор: Питер Брейгель Старший
Местонахождение: Королевский музей изящных искусств. Брюссель
Произведение: Поклонение волхвов
Жанр: Художественное
Год создания: ок. 1566 г.
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Эпизод в Библии:

Описание произведения


Питер Брейгель Старший неоднократно обращался к библейскому сюжету Рождества Христова в своих полотнах, всегда изображая сцену поклонения волхвов. Картина 1556 г. - самая ранняя из этого ряда произведений.

Брейгель был мастер многофигурных композиций. В центре полотна на первом плане изображен хлев с прохудившейся крышей. Под навесом сидит Богородица с Младенцем на коленях, позади них стоит Иосиф, молчаливый свидетель происходящего, а вдали у стены греются животные. Художник создает образ торжественного шествия: поклониться Христу пришло множество людей. Рядом с Младенцем, склонив колени, изображены три волхва. В представлении людей времен Средневековья волхвы символизировали три известные тогда части света: Европу, Азию и Африку. Подтверждением тому служат животные разных континентов, изображенные на дальнем плане: слон, украшенный попоной, верблюды с наездниками, лошади. Волхвы принесли с собой дары: ладан, символ божественного происхождения Младенца, золото, символ царского достоинства, и смирну - масло, которым смазывали тела умерших людей на востоке, как символ крестных страданий и смерти Спасителя. Позади волхвов в благоговейном трепете, склонив колени и сжав ладони в мольбе, изображено великое множество прислуживающих волхвам людей. Нет единого мнения, кто были те волхвы - правители дальних стран, ученые или мудрецы, но ясно, что это были знатные и богатые люди своего времени. Чуть дальше изображен простой люд с любопытными и праздными глазами. На полотне слева от пастухов мы видим воинов: напряженных, удивленных, задумчивых, а позади них стоит мальчуган с собакой, которая внимательно следит за происходящим.

Одновременно можно уловить трагичные нотки настроения полотна, напряжение создают войны с воздетыми к небу пиками. Они напоминают нам о скорой трагедии — избиении младенцев в Вифлееме по приказу Ирода, а также могут олицетворять исторические события XVI века в Нидерландах.

Композиционно художник выстраивает фигуры так, что они образуют динамичное движение вокруг хлева. И весь хоровод обращен к фигурам Богородицы и Спасителя. Создается ощущение грандиозного шествия и тихой радости. Здесь мы не найдем ярких красок, изящных тронов, умилительной фигуры Младенца. Брейгель увлекает зрителя красотой композиции и множеством подробностей.


История создания


В отличие от двух других картин Брейгеля, посвященных поклонению волхвов, эта работа была написана не на дереве, а на холсте, и находится сейчас в плохом состоянии. Она является самым ранним из сохранившихся изображений этого евангельского сюжета о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Она была написана на тот момент в редкой технике, которая в Раннем Северном Возрождении была популярна, – на льняном холсте, как правило, красками на клеевой основе. Многие ученые до сих пор спорят об авторстве этого произведения и его датировке.


Отношение автора к вере


Жизненный путь Питера Брейгеля пришелся на сложный исторический период Нидерландов. В середине XVI столетия проповедники из Германии активно проникали на его родину, идеи протестантизма охватывали широкие слои населения. Противостоять этому стремились испанские короли, посылая карательные отряды в Брюссель, Антверпен… Жестокие расправы над еретиками, демонстративные казни создавали атмосферу угнетения и страха. Художник в своих работах передавал через евангельские сюжеты боль и страдания своего народа, отражал в живописных полотнах достоверные исторические факты. Живопись в то время служила языком и инструментом, на котором люди часто безграмотные узнавали евангельскую историю. На полотнах Брейгеля участники Евангелия сочувствуют жителям Нидерландов. Брейгель стремился передать вечную ценность и значимость событий земной жизни Христа, их вневременный и вненациональный характер. Где было пусто, страшно, жестоко, в сердцевину человеческих страданий своего исторического периода, Брейгель помещал Христа и Его учеников.


Биография


Точное время и точное место рождения художника Питера Брейгеля до сих пор не известны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530 годом, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта. Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда было принято, от названия поселка, а его сыновья носили это прозвище уже как полноценную фамилию.

В возрасте 10 - 15 лет он переезжает в Антверпен, но при каких обстоятельствах это произошло, остается невыясненным, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи.

В 1551 году появилась первая запись о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимающемуся печатанием и распространением гравюр. Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку только после посещения этой страны и курса лекций итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель он путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии, чтобы создать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

Вскоре после возвращения (1555-1558 гг.) он предлагает широкой публике свое первое большое полотно «Падение Икара». Картина изображает гибнущего молодого Икара в пучине морской, ее можно рассматривать как предупреждение о том, что человек не может совершить то, что доступно лишь Богу. На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами.

Затем Питер продолжает работать в граверной мастерской «Четыре ветра», где по его эскизам были создано много известных доныне гравюр. Но хозяин мастерской ставил подписи знаменитых художников под своими произведениями. Так, например, под гравюрой, выполненной по рисунку Брейгеля «Большие рыбы поедают малых», был поставлен автограф самого Иеронима Босха.

Здесь же в 1557 году мастер создает свою знаменитую подборку гравюр «Семь смертных грехов», изображающих проявления этих людских пороков в безобразном и отталкивающем виде.

В 1563 году Питер сочетается браком по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, после чего с молодой женой они переселяются в Брюссель. Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен, на которых запечатлены пейзажи.

Питер Брейгель был уже состоявшимся художником, когда в Нидерланды вошла армия под управлением герцога Альбы, и на его Родине воцарился террор и страх перед властью и жестокими иноземцами. Альба за время своего правления приговорил к позорной казни через повешение более сорока тысяч еретиков. Все приговоры суда строились на слухах и доносах. В это время Брейгелем пишется картина «Сорока на виселице», в которой он прямо указывает на свое желание уничтожить всех болтливых «сорок», которые своими словами привели людей к смерти. Умер живописец в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе. Там же он и был похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель.


Автор текста: Чердинцева Лидия Николаевна.



Оставить комментарий