Поклонение пастухов - Рембрандт Харменс ван Рейн

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Поклонение пастухов
Поклонение пастухов
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Старая пинакотека, Мюнхен
Произведение: Поклонение пастухов
Жанр: Художественное
Год создания: 1646 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

Описание произведения


Изумительное по красоте произведение Рембрандта ван Рейна «Поклонение пастухов» с первого же взгляда погружает в тепло и таинственность глубокой ночи. В полном мраке, царившем в старом хлеву, лишь яркий божественный свет от Младенца озаряет всё вокруг. Иисус, лежащий на сене, которое стало ему колыбелью, окружён заботой Иосифа и Девы Марии. С нежностью и любовью они смотрят на своё Дитя, Которое ещё столь беззащитно перед внешним миром.

Пришедшие по зову Божьему пастухи спешат выразить своё почтение родившемуся Царю. Затаив дыхание, они с трепетом и благоговением рассматривают новорождённого Христа. Один из них, раскинув руки в стороны, как бы отгораживает ясли с Младенцем от зрителя. Безмолвная тишина царит внутри, но душа каждого присутствующего ликует от радости и возносит благодарность Творцу.

Под покровом ночи кажется, даже животные и птицы на картине не издают ни звука. Всё замерло перед лицом настоящего чуда: великий и всемогущий Бог воплотился в теле человека. Торжество вечной жизни над смертью чувствуется в каждом движении кисти Рембрандта, создавшего это великолепное полотно.


История создания


Апостол Лука был единственным из всех четырех евангелистов, кто описал поклонение пастухов рождённому Господу. Согласно второй главе Евангелия от Луки, ночью пастухам явился Ангел, который провозгласил им о явлении в мир Сына Божьего. Они же сразу поспешили в Вифлеем, где нашли Христа и его земных родителей. Поклонившись Спасителю, пастухи вернулись обратно на свои пастбища. Они стали первыми людьми, кто узнал о пришествии Иисуса в облике человека.

Картина Рембрандта погружает зрителя в сакральную атмосферу ночи, перевернувшей жизнь всего мира. Композиция выстроена так, что фигуры пастухов заполняют практически всё свободное место в небольшом хлеве, а фонари в руках мужчин практически не дают света по сравнению с сиянием, исходящим от Младенца.

Сцена поклонения пастухов неоднократно встречается в работах Рембрандта. Он выполнял её в различных техниках, в том числе известен офорт (разновидность печатной графики) на эту тематику. Талантливый художник каждый раз представлял сюжет в новой интерпретации, сохраняя при этом единый смысл таинства первой встречи людей и Господа. Данное полотно в настоящее время можно увидеть в Старой пинакотеке в Мюнхене.


Отношение автора к вере


Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.

Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.

Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.


Биография


Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.

Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.

30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.

В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.


Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.



Оставить комментарий