Поклонение пастухов - Йорданс Якоб

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Поклонение пастухов
Поклонение пастухов
Автор: Йорданс Якоб
Местонахождение: Национальный музей Швеции, Стокгольм
Произведение: Поклонение пастухов
Жанр: Художественное
Год создания: 1618 г.
Эпоха/течение: Барокко, фламандская школа

Описание произведения

 

За основу сюжета картины Якоба Йорданса взята сцена, описанная в Евангелии от Луки. Как повествует Священное Писание, для участия в переписи Иосиф и Мария, находящаяся на последнем сроке беременности, отправились в Вифлеем. Но там им не нашлось места в гостинице, и никто не хотел пускать их к себе. Тогда будущая Богоматерь со своим покровителем были вынуждены остановиться в хлеву для скота, который представлял из себя пещеру на окраине города.  В ту ночь на свет появился Спаситель Иисус Христос, и первым, кому было возвещено об этом событии, стали пастухи, пребывавшие в поле: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сём. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём» (Лк.2:8-19).

Перед нами традиционная сцена, на которой пастухи, полные радости и ликования, пришли поклониться новорожденному Младенцу. Дева Мария нежно держит Младенца Христа, запелёнатого в  белую ткань. За –ними стоит седовласый Иосиф, вглядываясь в в милый младенческий лик. Перед Иисусом склонился молодой пастух, который с умилением складывает руки на груди.

Художник изобразил  Богоматерь как красивую, молодую женщину. Черная шаль контрастирует с молочной белизной ее кожи и яркостью румянца.

Богомладенец мирно спит на руках матери, и пришедшие поклониться пастухи благоговейно молчат, но краски так ярки, формы так подчеркнуто объемны, что зритель в полной мере становиться участником этого священного события- прихода в мир Христа.

 

История создания

 

Библейский сюжет поклонения пастухов Младенцу Христу - один из самых популярных в католической Европе XV - XVII веков. Молодой Якоб Йорданс написал картину на эту тему примерно в 1618 году.

Передавая физическое, материальное существование людей и вещей, Йорданс не пытается уловить отвлеченный духовный смысл евангельского рассказа. Он ограничивается изображением чисто земного события. Неслучайно несколько картин на тему «Поклонение пастухов», появляются в творчестве Йорданса тогда, когда у молодой жены художника родился ребенок. Жена и маленькая дочка послужили ему моделями, а домашние впечатления помогли реально представить себе события христианской легенды. Картина поражает мощным прославлением физической силы и здоровья. В этом для Йорданса залог красоты человека.

 

Отношение автора к вере

 

Якоб Йорданс был крещён в католической вере. В судьбе художника не было больших перипетий: его жизнь прошла в родном городе Антверпене, откуда Якоб Йорданс  лишь изредка ненадолго отлучался. После того, как в 1655 году художник стал представителем протестантской ветви христианства, в его творчестве получили распространение более нравоучительные темы. Его живопись стала более сдержанной и морализаторской. Но даже после его обращения к протестантизму католическая церковь продолжала снабжать его заказами.

Автор создал множество работ на религиозную тематику, но при этом он трактовал эти картины как жанровые сцены, списывая своих героев с натуры. Художник наделяет своих святых сильными, но естественными эмоциями. Таким образом, он стремился и себя и зрителя сделать наблюдателями евангельских сюжетов. Часто в своих картинах он слишком простонароден и даже грубоват. Известно, что художник был похоронен по протестантской традиции.

 

Биография

 

Якоб Йорданс родился в 1593 г. в Антверпене в семье торговца мануфактурой и в 1607 г. был отдан в мастерскую живописца Адама ван Ноорта. В 1611 г. он получил звание свободного художника и был принят в гильдию Святого Луки. В 1616 г. Йорданс был аттестован гильдией как художник-декоратор, но в дальнейшем посвятил себя живописи. В том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт. В 1621 г. он стал деканом гильдии художников Антверпена.

Йорданс не был знаком с живописью итальянского Возрождения, но он хорошо знал голландскую жанровую живопись. К его ранним работам относят групповые семейные портреты, несколько религиозных и мифологических композиций. Первые заказы он получил от церкви.

В 1620 - 1640 гг. Йорданс работал в мастерской П. П. Рубенса, принимал участие в создании монументальных композиций, над которыми работал Рубенс.

В 1620-1630 гг. Йорданс писал аллегорические и мифологические композиции, работал также в жанре портрета, исполнил ряд алтарных картин.

Йорданс — признанный мастер жанровой живописи, особенно он любил тему веселого праздничного застолья. В 1635 г. совместно с Рубенсом Йорданс работает над оформлением празднеств по случаю прибытия в Антверпен нового наместника Фландрии - инфант-кардинала Фердинанда и над украшением королевского охотничьего павильона в Мадриде.

После смерти Рубенса в 1640 г. Йорданс становится ведущим мастером во фламандском искусстве. Только официально у него числилось 15 учеников. Наследники Рубенса доверили Йордансу довершить незаконченные работы мастера и выполнить заказ от Карла I Английского — семь картин из цикла «История Психеи». Также заказы на картины приходили к нему со всей Европы.

В 1651 - 1652 гг. он создал два декоративных панно для дворца Хёйс-тен-Бос в Гааге, где проявилась тенденция к характерным для барокко художественным излишествам и бурной патетике. В 1661 г. Йорданс выполнил три больших композиции для амстердамской ратуши.

Художник скончался от болезни 18 октября 1678 года и был похоронен в голландском Путте на границе с Фландрией.

 

Автор текста: Левченко Алена. 

 

Оставить комментарий