Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
События, сопровождавшие появление в мир Мессии и Богочеловека описывает евангелист Лука. Он уделяет много внимания последовательному и точному изложению событий и его Евангелие содержит факты не вошедшие в другие канонические тексты. Одним из таких событий является сюжет поклонения вифлиемских пастухов новорожденному Иисусу.
“И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем" (Лк.2:8-20).
Евангельские сюжет о поклонении пастухов новорожденному Христу является одним из самых распространённых в религиозной живописи. На картине Аньоло Бронзино показано два мира, небесный и земной, которые вместе прославляют родившегося Христа. В высоком темно-синем небе художник изобразил пятно яркого золотого света, символизирующего славу Бога Творца. На его фоне, взявшись за руки, летают маленькие ангелы путти. Их тела и жесты образуют ритм произведения, создавая ощущение праздничного танца. В отдалении виден белый силуэт ангела-благовестника, объявляющего людям о рождении Спасителя. Это излюбленный прием мастера также широко распространенный в его время, показывать евангельскую историю в развитии на одном полотне. На первом плане зритель видит пастухов, окруживших ясли. Их простые крестьянские лица преображены благодатью и одухотворены. С удивлением и радостью они смотрят на чудесного Младенца. Один из пастушков держит в руках ягненка, символ жертвы Христовой.
Иисус лежит на белой простыне, покрывающей небольшую охапку сена. Это бедное ложе находится на большой грубой плите, подчеркивающей беспомощность и хрупкость Младенца. Под плитой заметны архитектурные элементы разрушенных колонн, такой прием в религиозной живописи выражал конец ветхозаветной истории и языческого мира.
Над Иисусом склонилась Богоматерь. Ее лицо, в отличии от остальных персонажей евангельской истории, стилизовано и выглядит отстраненно-возвышенным. Руки Девы сложены в молитвенном жесте, выражая смирение и послушание воле Божией. Цвета одежды Богородицы имеют традиционные иконографические цвета: красный, говорящий о принадлежности царскому роду и синий, означающий непорочность.
У левого края картины художник показал праведного Иосифа Обручника, как мужчину зрелых лет с седыми курчавыми волосами и короткой бородой. Иосиф сидит, опершись на посох, отдыхая после дальней дороги. Выражение лица Обручника и его поза передают то глубокое чувство, которое он испытывает, служа тайне Боговоплощения. Между людьми вписаны фигуры ангелов, их нежный образ настраивает зрителей на возвышенный и лирический лад. То же предназначение выполняет волынка в руках у одного из пастухов.
Композиция, созданная художником выражает слова Евангелия: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк. 2:14).
История создания
Картина "Поклонение пастухов" написана Аньоло Бронзино в 1540 году. Это период расцвета и популярности живописца. Несколькими годами ранее художник был принят в гильдию Святого Луки. И хотя он был больше востребован как талантливый портретист, в этот период Бронзино уделяет много внимания религиозной живописи. Принято считать, что персонажам его картин, иллюстрирующих библейские сюжеты, в это время присущи холодность чувств и эффектность поз.
Отношение автора к вере
Рожденный в католической семье, Анджело ди Козимо ди Мариано был крещен и воспитан в католической вере. Не осталось документальных свидетельств о личном отношении Бронзино к вере, но прикоснуться к этой таинственной части человеческой жизни можно исследуя труды живописца и оценивая его поступки.
Хотя знаменитым живописцем Бронзино сделали созданные им портреты знатных людей Флоренции, он никогда не оставлял религиозной живописи. В своих моделях он, прежде всего, искал внутренний идеал, возвышающий над суетными заботами и человеческими недостатками. Его персонажи сильные, волевые, уверенные в себе люди. По мнению Ломаццо таким и должен быть придворный портрет: "Благоразумный художник, изображая властителя, должен придать ему благородство и достоинство, если даже на самом деле он не таков".
На религиозных полотнах Бронзино персонажи предстают в совсем другом виде, это живые люди с искренними эмоциями. "Святое семейство со святой Анной и Иоанном Крестителем" является одной из лучших картин художника. Одухотворенные лица библейских персонажей светятся неподдельной добротой и святостью, они понятны и близки. Еще один пример - роспись потолка капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции. Образ архистратига Михаила не только прекрасен, но и несет на себе отпечаток благородства и героизма. В противоположность ему облик дьявола представлен карикатурно злобным, показывая немощь зла перед силою добра и света. Одна из самых знаменитых работ художника - "Аллегория с Венерой и амуром", не смотря на свой явный эротический посыл, имеет глубокую моральную составляющую. Работа писалась для французского короля Франциска I, погрязшего в плотских утехах и больного сифилисом. Не смотря на важность персоны, произведение несет обличительный и предостерегающий характер.
В конце своей творческой деятельности Аньоло Бронзино практически оставил портретный жанр, посвятив себя религиозной живописи.
Не смотря на то, что похороны Бронзино были скромными, в эпитафии на его могиле есть такие слова: “Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…”.
Биография
Аньоло родился в 1503 году в небольшом городе Монтичелли недалеко от Флоренции в семье мясника. Полное имя художника Анджело ди Козимо ди Мариано. Первым наставником юного художника стал малоизвестный живописец Рафаэллино ди Гарбо. Профессиональное становление Аньоло происходило под началом другого учителя – Якопо Понтормо. Некоторые биографы рассматривают Понтормо как приемного отца юноши.
Поступив на обучение к мастеру в 1518-1519 годах, Бронзино достиг высокого уровня профессионализма. Несмотря на собственные успехи в живописи, он оставался работать в мастерской учителя до конца 1920-х годов. "Пигмалион и Галатея" – один из первых шедевров Аньоло написан под руководством Понтормо. В картине уже просматриваются холодность и рассудительность, присущие более поздним произведениям художника. Вместе с Понтормо Бронзино расписывал фресками чертозу (картезианский монастырь) в Галуццо, виллы Медичи в Кареджи и Кастелло в окрестностях Флоренции. С 1525 по 1535 годы под сильным влиянием своего учителя Бронзино создал несколько картин на религиозные и мифологические сюжеты в стиле маньеризма.
В 1530 году Аньоло стал придворным художником герцога Урбино Франческо Мария делла Ровере. Бронзино участвовал в оформлении фресками религиозного и мифологического содержания виллы Империале в Пезаро. Для Гвидобальдо II делла Ровере Бронзино написал картину "Состязание Аполлона и Марсия" и в 1532 году портрет герцога, с которого начался успех Аньоло Бронзино как портретиста. Картины мастера этого периода отличаются изображением человека в живой позе на фоне необычных строений.
В 1533 году Бронзино переехал из Урбино во Флоренцию ко двору Медичи в качестве придворного художника. Бронзино вошёл в тесный круг интеллектуалов, литераторов и художников, которых собрал вокруг себя тосканский герцог Козимо I Медичи. В задачи придворного художника входило оформление праздничных декораций, например, для парадного въезда Элеоноры Толедской во Флоренцию по случаю бракосочетания с Козимо I в 1539 году. В Палаццо Веккьо Бронзино оформил часовню Элеоноры Толедской сценами "Сотворения мира" и ликами святых. В это же время художник пишет алтарные образы для флорентийских церквей и аллегорические полотна для герцога, наиболее известными из которых является "Аллегория любви", которую герцог с дипломатическими целями передал в подарок французскому королю Франциску I.
В 1537 году художник был принят в гильдию Святого Луки. Портреты этого периода имеют уже более холодный и чопорный стиль, архитектурный фон пропадает. Прекрасными образцами, выполненными в то время автором, можно считать портреты Бартоломео Панчатики и его жены-красавицы Лукреции Панчатики. Аристократические осанки, вытянутые лица полностью соответствуют духу того времени. Изысканный маньеризм в работах Бронзино достигает наивысшего расцвета, что также отражается на работах с изображениями известной семьи. Художник создаёт не только портреты. Он также занимается росписью стен небольшой капеллы, украшая своды храма библейскими мотивами и изображениями святых. Стилю росписей также присущи холодность чувств и эффектность поз изображаемых объектов.
В 1540—1555 годах Бронзино рисовал эскизы для шпалерных мастерских во Флоренции, среди них - 16 сцен из истории ветхозаветного Иосифа, над которыми он работал вместе с Франческо Сальвиати. Большое впечатление на Аньоло произвели работы Микеланджело при посещении Рима в 1546-1547 годах. Бронзино пытался следовать манере прославленного мастера при создании фресок в религиозном стиле. Большая часть его творений на эту тематику выполнена для флорентийской церкви в Сан-Лоренцо. Бронзино принял видное участие в деятельности Академии искусств, одним из основателей которой он был в 1563 году. В последние годы жизни он был избран руководителем флорентийской Академии художеств – первым заведением подобного рода, открывшемся в Европе. Прославленный живописец умер в 1572 году, находясь во Флоренции.
Автор текста: Ольга Северинова.