Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Картина «Поклонение младенцу» написана итальянским мастером Франческо Райболини на известный евангельский сюжет. Однако в своей работе художник несколько отходит от классической трактовки эпизода. Сцена поклонения в исполнении Франчи происходит не в тёмном и тесном хлеву, а во внутреннем дворе полуразрушенного здания. Массивные колонны и арки говорят о том, что некогда это место процветало. Младенец Иисус лежит на небольшом отрезе красной ткани, расстеленной прямо на каменном полу. Его взгляд устремлен не на Мать, как это часто встречается в подобных произведениях, а на самого зрителя, так что последний становится невольным сопричастным сцены поклонения.
Лица всех собравшихся людей, включая земных родителей Христа, обращены к новорожденному Мессии. Каждый из них с трепетом и благоговением в сердце преклоняется пред Господом, сошедшим с небес. Картина выполнена в сдержанных тонах с преобладанием серо-зеленых оттенков. Но есть и яркие акценты в одежде персонажей, в основном это красные и синие цвета. На заднем плане виднеется река и очертания гор. Пейзаж с присутствием животных добавляет атмосферу пасторали и дарит чувство покоя и тихой радости.
История создания
Евангелист Лука, упоминая сцену поклонения Младенцу Христу, описывал её так: «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк. 2:15–16). Становится очевидно, что в интерпретации Франчи отсутствовали некоторые моменты этого события, как, например, ясли, в которых находится Иисус. Но несмотря на это, его произведение очень самобытное и не менее интересное. Оно было создано в период с 1498 по 1499 годы, а годом позже Франческо Райболини пишет еще одну картину с похожим названием, но совершенно иным сюжетом: в ней присутствуют лишь Матерь Божья и маленький Христос. Согласно описанию, на более ранней версии «Поклонения Младенцу» изображены Богородица, Святые Иоанн, Августин, Франциск и два Ангела в присутствии Антона Галеаццо и Алессандро Бентивольо. Работа выставлена в Национальной пинакотеке в Болонье, на родине художника.
Отношение автора к вере
Будущий известный итальянский художник появился на свет в традиционной католической семье. Избрав впоследствии творческий путь мастера живописи, ювелирных дел, гравировки, он обращался преимущественно к сюжетам из Священного Писания. Его картины невероятно светлые и гармоничные. Лики святых, Христа и Божьей Матери преисполнены благодати и смирения. Работы Райболини отражали собственный внутренний мир художника. Согласно сохранившимся описаниям, Франча был человеком благоразумным, в полной силе и вел жизнь весьма правильную. Христианские ценности были для него ориентиром не только в повседневной жизни, но и, как следствие, во всей его деятельности.
Биография
Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини, прозванный Франча, родился 15 июня 1450 года в Болонье в семье ремесленников. Сведения о жизни художника крайне скудны. Он начинал свой творческий путь как ювелирный мастер. Ювелирная техника, требующая тонкой детальной разработки форм, повлияла на всё его творчество. В живописи художник, воспитанный на раннеренессансных идеалах болонской школы, тем не менее испытал влияние феррарских традиций в лице Лоренцо Косты, с которым он долгое время сотрудничал в Болонье после 1483 г., и Перуджино, привнесшего в искусство Райболини чувственность.
Всю жизнь Франческо Франча выполнял заказы на золотые и серебряные вещи для церквей и дворцов Болоньи, Феррары и других городов Италии. Он также был чрезвычайно плодовит как живописец (начал заниматься живописью с 1487 года). Расписывал по поручению владельцев Болоньи Бентивольо (вместе с Лоренцо Костой и другими живописцами) городские дворцы и церкви. Сохранилось большое число Мадонн (в Болонье, Риме, Вероне, Милане, Бостоне, Нью-Йорке, Вене, Берлине и других городах) и алтарных образов (в Болонье, Ферраре, Флоренции, Лукке, Парме, Лондоне и др.). Слава и работы этого художника распространились по Ломбардии настолько, что за некоторыми его вещами присылали и из Тосканы.
К лучшим работам Райболини относятся «Распятие» (в Болонском городском музее) и «Святой Стефан» (в римской галерее Боргезе). Алтарные образы в Болонье. В Эрмитаже: две «Мадонны со святыми» (обе подписные) и «Положение во гроб». Франча писал преимущественно картины на религиозные сюжеты, хотя сохранилось и несколько портретов его кисти, хранящихся в Национальной галерее Лондона. Скончался в Болонье 5 января 1517 года в возрасте 66 лет от простудного заболевания и был с почестями погребен своими детьми.
Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.