Плачущий Ангел - Слютер Клаус

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Плачущий Ангел
Плачущий Ангел
Автор: Слютер Клаус
Местонахождение: Монастырь Шампмоль, Дижон, Франция
Произведение: Плачущий Ангел
Жанр: Статуя
Год создания: 1395 – 1403 гг.
Эпоха: Средние века, Готика / Северный реализм
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Статую из камня-известняка «Плачущий Ангел» средневековый нидерландский скульптор Клаус Слютер создал в 1395 – 1403 годах для композиции «Колодец предков» («Колодец Моисея») в картезианском монастыре Шампмоль близ Дижона, Франция.

Скульптура изображает Ангела в полный рост, с небольшим поворотом торса влево. Одной рукой Небесный Посланник закрывает лицо, вторую прижимает к груди. Эта фигура Плачущего Ангела помещена возле статуи Иеремии, известного как «Плачущий Пророк». Крылья Ангела распахнуты, а тело облачено в короткий плащ, ниспадающий плавными тяжёлыми складками. 

По канонам религиозной пластики, Ангел изображён бесполым – жители Горнего мира «…суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:13–14). Ангельский лик под взметнувшимися вокруг головы густыми кудрявыми прядями волос выражает скорбь и ужас – по замыслу скульптора, Небесный Посланник стал свидетелем распятия Христа.

Пластика Клауса Слютера, сочетающая интернациональную готику с северным реализмом и монументальностью, эмоционально насыщена и правдива. Используя световые и пластические эффекты, мастер оживляет камень, гениально совмещая в своих работах и земное, и Божественное. 

История создания  

 Композиция «Колодец Моисея» («Колодец предков») работы Клауса Слютера – одно из самых известных произведений средневековой пластики. Скульптурная группа была выполнена мастером в конце XIV – начале XV веков для картезианского монастыря Шампмоль, неподалёку от Дижона. 

Шестигранный постамент оформлен фигурами Пророков, предсказавших Крестную смерть Христа – это Моисей, Давид, Иеремия, Захария, Даниил и Исайя. Между их фигурами находятся изображения плачущих Ангелов на консольных полуколоннах. «Пророки объединены попарно и контрастно сопоставлены. Рядом с величавым в своей кротости царем Давидом – состарившийся от скорби Иеремия; страсти Даниила, с какой он указует сроки свершения пророчеств, противопоставлены размышлениям Захарии о сути предательства; раздумья мудрого Исайи оттеняют силу духа законодателя и боговидца Моисея» (ГМИИ им. А.С.Пушкина).

Произведение выполнено в стиле, сочетающем готику с северным реализмом и привнесённой в этот сплав монументальностью. Первоначально скульптура была размещена посреди монастырского дворика, но сильно пострадала от погодных условий и французской революции 1791 года. «Колодец предков» был задуман как постамент скульптурной группы «Распятие (Голгофа)», не сохранившейся до нашего времени. Ещё два уцелевших фрагмента композиции – голова и торс Христа находятся в Археологическом музее Дижона.

 Отношение автора к вере

Клаус Слютер был христианином, католиком. За свою творческую жизнь он выполнил целый ряд работ на Библейскую тематику. Скульптурные композиции и образы, созданные мастером, монументальны, эмоционально насыщены и реалистичны. 

Одно из самых известных произведений Слютера – скульптурная группа «Колодец Моисея» («Колодец предков» или «Большой Крест») в монастыре Шампмоль. Это грандиозное подножие Распятия, оформленное статуями шести Ветхозаветных Пророков и плачущих Ангелов между ними. В своих религиозных произведениях Клаус Слютер гениально передаёт и земные человеческие эмоции, и Божественную одухотворённость. 

 Биография

Клаус Слютер – выдающийся голландский скульптор, один из основоположников «северного реализма», родился в 1340-е годы в Харлеме. В 1380 году мастер поселился в Брюсселе, а в 1385 году переехал в Дижон, главный город герцогства Бургундского. В 1389 году Слютер становится придворным скульптором бургундского герцога Филиппа II Смелого, в чине камердинера, и остаётся на этой должности до конца своих дней.

Самые значимые работы мастера – многофигурная скульптурная композиция «Колодец Моисея» («Большой Крест») и портал часовни в монастыре Шампмоль, состоящий из трех скульптурных групп: Мадонна с Младенцем, герцог Иоанн Бесстрашный и Святой Иоанн, герцогиня Маргарет и Святая Екатерина. Клаус Слютер считался также одним из лучших скульпторов-плевратов того времени.

Умер мастер в 1406 году в Дижоне. Его дело продолжил племянник, Клаус де Верве.

                                                              Автор текста: Марина Румянцева.





Оставить комментарий