Пилат умывает руки - Стомер Маттиас

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Пилат умывает руки
Пилат умывает руки
Автор: Стомер Маттиас
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Произведение: Пилат умывает руки
Жанр: Художественное
Год создания: 1630-1650 гг.
Эпоха/течение: Утрехтские караваджисты
Эпизод в Библии:

Описание произведения

 

      Понтий Пилат был римским прокуратором в Иудее. В его власти находилось утверждение смертных приговоров, вынесенных местными властями. Поэтому, осудив Христа на казнь, члены Синедриона вынуждены были пойти в преторию для вынесения окончательного приговора. Для давления на Пилата, вожди иудейского народа подговорили толпу кричать и требовать смерти Иисуса.
   Понтий Пилат исследовав дело, пришел к заключению, что арестованный не совершил ничего достойного смерти, а оговорен из зависти. Иисус лично был симпатичен Пилату. А евангелист Матфей упоминает о просьбе жены префекта: "Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него" (Мф. 27:19). Однако, он уступил требованию народа, лишь умыв руки в знак своего несогласия. Этот ритуал был предписан законом Моисея, как знак непричастности убийству. “Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего" (Мф. 27:24). Выражение "умывать руки" стало синонимом устранения от ответственности.
    Сюжет "Пилат умывает руки" входит в цикл страстей Христовых. Фон картины Маттиаса Стомера темный, почти черный, не позволяет увидеть место, где происходит действие. Воображение зрителя самостоятельно заполняет этот пробел, делая его соучастником действия рассказа. Понтий Пилат показан художником пожилым мужчиной с седеющей бородой. Выражение лица и расположение глубоких морщин выдают в нем опытного царедворца, привыкшего к интригам, лицемерию и просчитыванию собственной выгоды. Его красочные дорогие одежды призваны подчеркнуть высоту власти, которой он обладает в маленькой иноземной области. Белая нижняя рубашка должна была бы символизировать чистоту правосудия, но лишь подчеркивает темные пятна на руках Пилата. Перед префектом стоит юноша, поливая из кувшина на протянутые ладони. Еще один слуга находится за спиной Пилата, отодвинув полог, он смотрит за край картины на зрителя. Его вопросительный взгляд заставляет задуматься, а как бы мы поступили на месте Понтия Пилата.
    На втором плане картины показан Иисус в терновом венце. Согнувшись под тяжестью ноши, Он несет Свой крест на Голгофу. Образ Христа, верного Своему долгу противопоставлен образу малодушного и лицемерного Пилата.
   

История создания

 

       Точное время написания картины "Пилат умывает руки" Маттиасом Стомером не известна. Сайт музея, которому принадлежит произведение указывает промежуток времени с 1630 по 1650 годы. В этот период мастер покинул Рим и мастерскую своего наставника Геррита ван Хонтхорста и работал в таких городах как Неаполь и Палермо. 

 

Отношение автора к вере

 

       Рассматривая работы художника, всегда интересно какие темы для разработки берет художник и как он их интерпретирует. Картины показывают не только мастерство живописи, но и уровень эрудиции, веры, духовности их создателя. Главными темами Стомера были религиозные образы, бытовые картины и картины на темы древнеримской истории. Такая подборка являет целостную натуру, интересующуюся историей и современностью, осмысляя их через евангельские истины.
       Маттиас Стомер происходил из католической семьи. Вера, усвоенная в детстве, стала его личным выбором, что подтверждается избранием им места жительства и тем для работы. Большинство картин, созданных художником, относились к религиозной тематике и показывали его личное переживание Божественного откровения. Характерно, что последней из созданных им работ, была картина, написанная для алтаря церкви в Киудуно.


Биография

 

       Не смотря на то, что Маттиас Стомер был популярным художником и до нашего времени дошло значительное количество работ мастера, сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Родился Маттиас около 1600 года предположительно в городе Амерсфорт, во Фландрии. Позднее, работая в Италии, он получил прозвище по месту своего рождения - Маттео Фламандец. Семья Стомера исповедовала католицизм. Считается, что одной из причин, заставившей его покинуть родину, где хозяйничали испанцы, была активная деятельность инквизиции.
     Стомер перебрался в протестантскую Голландию. Но для жизни и работы, художник выбирает Утрехт, город, оставшийся в лоне католицизма. В небольшом городе имелась своя гильдия художников. Здесь творили известнейшие последователей итальянца Караваджо, чьё творчество оказало влияние и на живопись Стомера. Последователи этого направления создавали подчеркнуто реалистичные картины. Типичным для их произведений было выдвинуть фигуры людей на первый план и контрастно разместить их на темном фоне.
      Желая совершенствовать свое мастерство, Маттиас осуществил мечту многих художников - отправился в Рим, столицу мировой живописи. В Великий город Стомер прибыл в 1615 году и поступил в мастерскую к утрехтскому живописцу Герриту ван Хонтхорсту. Римский период продлился до 1632 года. Причина, по которой мастер покинул итальянскую столицу, не известна. Затем он до 1640 года работал в Неаполе, позже — в Палермо и его окрестностях (Каккамо, Монреале). Последняя из его известных работ — картины в алтаре церкви в Киудуно (1652 г.).
      Дата и место смерти художника достоверно не известны. Время определяют не ранее 1652 года и не позднее 1670 года, место - на Сицилии или в Северной Италии. Маттиас Стомер считается одним из лучших мастеров ночных сцен в живописи  XVII века в Западной Европе. Он является автором многочисленных работ на библейские сюжеты и темы римской истории. Картины Стомера находятся в нескольких крупных музеях мира, в том числе — в Эрмитаже. 

Автор текста: Ольга Северинова.



Оставить комментарий