Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
На картине Йожефа Мольнара изображено путешествие праотца Авраама с семейством и племянником Лотом из города Ур в Ханаан. Упоминание об этом событии есть в Священном Писании Ветхого Завета, книге Бытия. Ур – столица древнего Шумера, страны плодородных земель и цветущих садов. Население здесь жило очень благополучно, успешно занимаясь строительством, ремеслами, земледелием и скотоводством. Письменность уже хорошо была развита, как и математика. Но, к несчастью, эта цивилизация была насквозь пропитана ужаснейшим идолопоклонством.
Когда-то в эту страну переселился Фарра ̶ один из послепотопных патриархов. Изначально он твердо держался отеческих преданий: хранил истинную веру в Бога и законы патриарха Ноя. Неизвестно, почему он переселился в Халдею, но прожил он здесь долго. Даже трое его сыновей успели вырасти и обзавестись семьями и детьми. Положение семейства в этом языческом обществе было тяжелым. Было очевидно, что со временем потомки этого рода забудут Господа. Даже сам Фарра, увы, к концу своей жизни изменил своей вере и стал идолопоклонником (Нав.24:2). Но ничтожность идолов только укрепила веру Аврама в единого Бога. За стойкость в вере и пламенную любовь к истинному Богу Господь избирает его носителем и хранителем этой веры.
Дабы спасти праведника от языческой среды, Господь повелевает 75-летнему Авраму покинуть дом и идти с семьей в Ханаанскую землю: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя (...), и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:1–3). Доверившись Богу, Аврам отправился фактически в неизвестность.
С женой, племянником Лотом, всеми слугами и скотом Аврам вышел из Харрана, переправился на правый берег Евфрата и направился по Сирийской пустыне в Дамаск. Дальше он перейдет Иордан и достигнет Ханаан, где раскинет шатер у дубравы близ Сихема, и Господь вторично явится ему, подтвердив обетование. В благодарность Аврам соорудит жертвенник и совершит жертвоприношение. Затем в обетованной земле наступит голод, и Аврам в поисках пастбищ для скота без благословения Божия отправится в Египет, но здесь, на представленной картине, он пока с семейством идет в неизвестность по сирийской пустыне, полностью доверившись божественному промыслу.
Важно понимать эту картину не буквально, а символично, поэтому здесь есть те персонажи, которых по хронологии пока быть не должно. Аврам как бы ведет за собой в Ханаан все будущее потомство, от него зависит судьба целого народа и человечества в целом. Перед зрителем предстает небольшой караван. Впереди - сам Аврам, его сосредоточенный горящий взгляд направлен молитвенно к Богу, рядом с ним идут обнявшиеся мальчики. Очевидно, эти отроки символизируют будущих потомков Авраама: Измаила и Исаака. Последнего Аврам держит за руку, что напоминает о том, что именно от Исаака произойдет Израиль. За мальчиками шествуют на верблюдах женщины с младенцами, вероятно, Сарра и служанка Агарь, давшие наследников Аврааму. В тени мы видим юного пастушка с ослом и, скорее всего, Лота с агнцем на плечах, погоняющего овец. Вдали на верблюде едет его жена с младенцем. Скоро пути Авраама и Лота разойдутся из-за споров о территориях, а в жизни Авраама появятся дети.
А пока всех героев окружает пыльный пустынный пейзаж, под ногами - лишь растрескавшаяся земля.
История создания
Картина была создана в период расцвета стиля бидермейер, и художнику, вероятно, было интересно изобразить героев Ветхого Завета обычными странниками. Как ярчайший представитель стиля, Мольнар стремился и здесь найти черты идиллической привлекательности в людской повседневности.
Отношение автора к вере
О религиозных воззрениях Йожефа Мольнара известно очень мало. Но в его творчестве можно заметить, как он удивительным образом трактует библейские сюжеты, связывая воедино символы, идеализм, отрешенность от земного и личные переживания.
Биография
Йожеф Мольнар - венгерский художник, родился в Жамбеке в семье плотника Сандора Мольнара 21 марта 1821 г. Обучаться живописи начал в Вене в 1837 году. Испытал на себе влияние венгерского художника Андраса Марко. Учился также в Венеции и Мюнхене.
В 1845 году Мольнар за свою картину получил награду Венецианской академии. Далее он работал в нескольких городах Италии, в том числе в Риме, Неаполе и Пизе. С 1847 года занимался искусством в Мюнхене.
После учебы он поселился в Штутгарте, где с 1848 по 1853 год зарабатывал деньги, рисуя на заказ портреты.
Он вернулся в Венгрию в 1853 году и в Будапеште стал создавать удивительные романтические пейзажи и портреты, исторические и религиозные картины.
Известно, что он был женат на Джулианне Мольнар, в браке с которой у него родился сын Йожеф, тоже ставший художником.
Мольнар был романтическим художником, наиболее глубоко укоренившимся в стиле бидермейера, именно он продвинулся дальше всех в этом художественном течении в немецком и австрийском искусстве, получившем развитие в 1815—1848 годах, времени относительного затишья в Европе после окончания наполеоновских войн (Венский конгресс) и до революционных событий в Германии 1848—1849 годов.
Бидермейер сложился в результате романтического движения в искусстве стран западной Европы. Идеологические предпосылки этого стиля лежали в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени, когда господствовали политическая реакционность и кризис больших форм искусства. Тревожное положение и меланхолия вызывали камерные, отрешенные от суровой реальности настроения. Типичный выход из этого состояния стало погружение в эстетику замкнутого мирка семьи, круга родственников и друзей, воспитания детей, поиска предмета творчества в обычных жизненных радостях.
В бидермайере отразились представления бюргерской среды, формы ампира трансформировались в духе интимности и домашнего уюта. Для этого течения характерны идеализм, тонкое, тщательное изображение природы и бытовых деталей, картины носят чаще камерный характер. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального быта. Стиль Мольнара сочетал в себе элементы бидермейера и романтической живописи.
Картина «Самопожертвование рыцаря Дезсе» с ее романтическим размахом является вехой в развитии венгерской исторической живописи. Одна из лучших работ Мольнара – «Кораблекрушение» - была написана под впечатлением от творчества французского художника Жерико. После картины «Взятие Будайского замка» Мольнар писал, в основном, пейзажи и жанровые картины, очень хорошим примером для последних является «Свидание». Он написал много картин с Высокими Татрами (наивысшая часть Татр и всех Карпат, часть Фатранско-Татранской области). Нежные цвета и приятные детали делают его выдающимся представителем пейзажной живописи до Гезы Мезели. Живопись Мольнара ̶ очень мягкая, идеализированная. Написанные им фигуры людей словно светятся изнутри, жесты запечатлены очень плавными.
В 1857 году серия картин Мольнара «Жизнь и пейзажи» была опубликована в сборнике литографий под названием «Национальный альбом». Эржебет Турксани написала о нем отдельную книгу, изданную в 1938 году. В настоящее время его работы можно найти в венгерской национальной галерее.
Мольнар умер в Будапеште 6 марта 1899 г.
Автор текста: Левченко Алена Михайловна.