Ослепление Самсона - Рембрандт Харменс ван Рейн

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Ослепление Самсона
Ослепление Самсона
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне
Произведение: Ослепление Самсона
Жанр: Художественное
Год создания: 1636 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

Описание произведения


Ветхозаветный герой Самсон, наделённый с детства недюжинной силой, был призван Господом защищать израильский народ от филистимлян. Его мощь, сокрытая в длинных волосах, не знала равных. Из-за коварства своей возлюбленной Далилы, хитростью узнавшей тайну, Самсон был острижен во сне и тем самым лишился Божьего благословения. Рембрандт ван Рейн увековечил в своей работе «Ослепление Самсона» момент поражения героя от рук филистимлян. Дождавшись от Далилы сигнала, что герой стал безоружным, противники напали на него и захватили в плен.

С целью окончательно ослабить Самсона филистимляне ослепили его, «выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников» (Суд.16:21). Фигура главного персонажа выделена художником ярким светом так, что он оказывается в центре внимания. Его сжатые кулаки и стиснутые зубы передают невероятную боль, которую он испытывает. Воины с хладнокровными лицами лишают его зрения и сковывают руки металлическими цепями. Далила в спешке покидает место, держа в руках ножницы и пряди волос Самсона. Картина написана при помощи тёмных оттенков, что сгущает обстановку и передаёт трагичность происходившего действия.


История создания


Библейские сцены, связанные с личностью Самсона, нередко по-разному интерпретировались живописцами. Рембрандт представил свою версию ветхозаветной истории о поражении героя, взглянув на неё с несколько иного ракурса. Воплотив на холсте наиболее драматичный эпизод, художник тем самым привлек внимание зрителя к человеческим слабостям и порокам. 

Чрезмерное доверие Самсона к женщине привело не просто к утрате божественной силы, а к гибели его самого. Будучи мастером светотени, Рембрандт ван Рейн и в этой работе прибегнул к излюбленному приёму, сконцентрировав всё действие на муках павшего израильтянина. Есть предположение, что «Ослепление Самсона» создавалось одновременно с картиной «Даная», которые затем были преподнесены в дар личному секретарю штатгальтера Фредерик-Генриха Оранского Константину Хейгенсу. С этого времени мастеру начали поступать многочисленные заказы, а его карьера быстро пошла вверх.


Отношение автора к вере


Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.

Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.

Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.


Биография


Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.

Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.

30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.

В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.


Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.



Оставить комментарий