Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Обвинение Иосифа женой Потифара
Обвинение Иосифа женой Потифара
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Национальная галерея, Вашингтон
Произведение: Обвинение Иосифа женой Потифара
Жанр: Художественное
Год создания: 1655 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

Описание произведения


Голландский живописец Рембрандт ван Рейн посвятил свою картину «Обвинение Иосифа женой Потифара» истории из Ветхого Завета. Иосиф, проданный родными братьями в рабство в Египет, оказался в доме знатного вельможи по имени Потифар. Видя преданность своего раба и его любовь к Господу, тот доверил Иосифу управление всем домом. Жена царедворца тоже стала проявлять особое внимание к юноше. Однажды, когда муж её отсутствовал, она попыталась склонить Иосифа к более близким отношениям, но тот сбежал из ее спальни, оставив там свою одежду. Когда же Потифар вернулся домой, жена обвинила юношу в покушении на её честь, за что разгневанный муж бросил раба в тюрьму.

На полотне изображён момент, когда начальник телохранителей узнаёт, что якобы хотел сотворить Иосиф. В центре повествования находится жена Потифара. Художник выделил светом как её, так и её ложе. Женщина из-за своих нечестивых помыслов и намерений становится источником конфликта. Она прикрывает рукой намеренно обнаженную грудь и с негодованием на лице описывает мужу произошедшее. Потифар, склонившись к жене, внимательно её слушает, гневно взирая на стоящего поодаль Иосифа. Вся его напряжённая поза говорит о великом возмущении вельможи. Он не мог и представить, что раб, которому было оказано доверие, его не оправдает.

Юный Иосиф находится по другую сторону кровати. Рембрандт намеренно отделяет его от обвинителей, чтобы подчеркнуть его невиновность. Иосиф не стремится оправдать и защитить себя, он с покорностью и смирением выслушивает клевету. Его безграничная вера в Бога придаёт ему уверенности в том, что Всевышний избавит от наказания и обратит всё во благо. Красный цвет покрывала на кровати соответствует одеянию жены Потифара, указывая на её порочность. Весьма заметно, насколько сочувствовал автор Иосифу, когда передавал его образ. Он единственный на картине вызывает положительные эмоции и вселяет надежду на справедливость Господа.


История создания


В европейском изобразительном искусстве сюжет обвинения женой Потифара Иосифа встречается достаточно часто. Рембрандт, выполняя работы, основанные на эпизодах из Библии, всегда углублялся в историю и развивал её с помощью кисти и красок. Он шёл вглубь характеров персонажей, старался понять для себя причину и мотивы, побудившие их совершить те или иные поступки. Благодаря кропотливому труду мастера его полотна оживают перед зрителем, разворачивая подробное повествование. «В этом нет своеволия, масштабом для Рембрандта всегда остаются история и поставленная перед ним его временем художественная задача», - отмечал немецкий историк искусства Кристиан Тюмпель.

Картина «Обвинение Иосифа женой Потифара» была написана художником в 1655 году. Это один из двух вариантов произведений на одну тему, выполненных мастером. Оба они практически полностью повторяют друг друга, но во второй версии Иосиф стоит, подняв левую руку вверх, к небесам, в знак своей чистоты перед Богом. Обе картины являются прекрасным примером творчества зрелого Рембрандта ван Рейна.


Отношение автора к вере


Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.

Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.

Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.


Биография


Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.

Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.

30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.

В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.


Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.



Оставить комментарий