Обрезание Господне - Рубенс Питер Пауль

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Обрезание Господне
Обрезание Господне
Автор: Рубенс Питер Пауль
Местонахождение: Академия искусств, Вена
Произведение: Обрезание Господне
Жанр: Художественное
Год создания: 1605 г.
Эпоха/течение: Барокко, фламандская школа
Эпизод в Библии:

Описание произведения

 

Праздник Обрезания Господня начинает праздноваться Восточной Церковью в IV веке. Картина Рубенса приоткрывает завесу таинства, совершенного над Богомладенцем, согласно иудейскому Закону, на восьмой день земной жизни. Евангелист Лука повествует, что именно в этот момент маленькому Спасителю Богоматерь  дала имя Иисус, предреченное архангелом Гавриилом в день Благой вести. (Лк.2:21). Исторически этот обряд был утвержден в иудейской традиции в знак Завета Бога с еврейским народом, первым его совершил Авраам, родоначальник евреев: «Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт.17:10-11). Оно имело величайшее значение для ветхозаветного периода.

Как писали Отцы Церкви, сам вочеловечившийся Иисус явил смирение подобно обычному человеку, приняв процедуру обрезания. Он показал этим, что каждому представителю народа Божьего, каждому верующему нужно следовать божественные предписания (Мф.5:17). Например, по мнению святителя Димитрия Ростовского: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своём: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».На картине мы видим жен, держащих маленького Христа. Мария отвернулась, переживая за младенца. Священник совершает таинство. Ученые мужи стоят рядом, кто-то из них читает молитвы. Над всеми ними разверзлись небеса, кружатся ангелы и славят Творца. Картина поражает невероятной реалистичностью и таинственностью. Обрезание стало прообразом крещения. Этот праздник напоминает христианам, что они связаны с Богом Новым заветом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

 

История создания

 

Работа создается в период, когда у художника появляется свой собственный стиль в живописи, и он все чаще работает на больших форматах.

 

Отношение автора к вере

 

Хотя Рубенса привлекал окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доходящей до экзальтации религиозной верой. Возможно, поэтому религиозная живопись занимала немаловажную часть его работ. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.

В биографии художника написано, что в 1608 году Рубенс очень тяжело переживал смерть матери и думал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог, чувствуя своим долгом реализовать, данный Богом талант.

Рубенс был очень благочестивым и жизнерадостным человеком, который с большим энтузиазмом брался за создание религиозных заказов. Подчиненное силе его воображения слияние христианских и классических образов приводило в восторг и вдохновляло его современников.

Рубенс жил в период Контрреформации, который характеризовался возрождением римско-католической церкви, предпринимающей энергичные усилия в деле подавления последствий протестантской реформации. Это было время острых столкновений. И все же темперамент, свойственный Рубенсу, заставлял его обращать внимание на светлые стороны человеческой жизни.

 

Биография

 

Рубенс родился в многодетной семье и провёл детство в городке Зиген, в Вестфалии. В 1587 г. после смерти отца семья вернулась в Антверпен, где мальчик поступил в латинскую школу. С 1591 г. одарённый и разносторонне образованный Петер Пауль начал изучать живопись. Его довольно посредственные учителя не оказали на будущего художника особого влияния, но уже в 1598 г. он был принят в гильдию св. Луки, а в 1600 г., благодаря поддержке своей матери, Рубенс отправился в Италию, где продолжил своё образование, изучая античные образцы и творения величайших мастеров Возрождения. В Мантуе он поступает на службу к герцогу Винченцо I Гонзаге, для которого пишет портреты и копирует знаменитые картины. Тогда же начинается и его блестящая дипломатическая карьера.

Под влиянием живописи академистов развивается его феерическое мастерство композиции, а работы Караваджо увлекают своей трактовкой светотени. В 1609 г., сложившись как художник, Рубенс возвращается во Фландрию, где становится придворным живописцем эрцгерцога Альберта, и вскоре женится на дочери богатого нотариуса – Изабелле Брандт. Уже первые произведения, выполненные в Антверпене, принесли ему большой успех и признание.

Количество заказов было настолько огромно, что, начиная с 1615 г., Рубенсом были организованы художественные ателье, где он создавал картины, совместно со своими помощниками-учениками. Некоторые из них (А. ван Дейк, Я. Йорданс) впоследствии сами стали знаменитыми художниками. Почти всю жизнь художник продолжал выполнять различные дипломатические поручения наряду с художественными заказами, которые он принимал от монархов Испании, Франции и Англии.

С 1630 г., преодолевая тоску по умершей Изабелле, мастер женился на красавице Елене Фоурмен, порвал с дипломатией и переехал в загородный замок. Теперь он пишет больше картин для себя, воплощая темы интимного бытия и пейзажа. Рубенс создал многочисленные монументальные полотна, проявляя себя виртуозным мастером барокко, обновив национальную школу живописи и создав уникальный идеал фламандской красоты, прославляющий пышность тела и торжество жизненной силы.

Художник ушел из жизни 30 мая 1640 г.

 

Автор текста: Левченко Алена Михайловна.

 

Оставить комментарий