Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
В Откровении святого апостола Иоанна Богослова есть описание Нового Иерусалима, который изобразил в своей гравюре Гюстав Доре:
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:1-4). Таким образом, Богом перед Иоанном Богословом были открыты тайны мироздания и грядущих бедствий, предваряющих кончину мира. Последние страницы «Откровения» повествуют об утешении тех, кто не предаст Бога и унаследует вечную жизнь в Новом Иерусалиме, где нет смерти, бед, страданий, болезней. То же говорил пророк Исайя: «поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис. 25:8).
В сюжете гравюры Гюстав Доре изображает глубокий ров, разделяющий высокую гору от каменных строений, словно вырастающих из мощных скал. Основания этих скал уходят в бесконечную бездну. На переднем плане, на краю отвесной скалы изображены две фигуры. Ангел, явленный апостолу Иоанну, показывает картину мира в доступном человеческому пониманию образе. Небесный Иерусалим, уготованный Богом - великая тайна, и человеческий разум постичь ее не сможет. Ангел указывает на удивительной красоты Небесный город. Сияющий Новый Иерусалим - это символ цели жизни каждого человека, это путь из тьмы к свету. Открытый жест Ангела говорит о том, что путь этот доступен для каждого. Апостол Иоанн слушает небесного посланника и смотрит в бездну рва, отделяющую их от Небесного Города. Этот ров символизирует невозможность преодоления этой пропасти всему, что поражено грехом.
История создания
Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работа осложнялась тем, что не все события Библии могли быть проиллюстрированы, поэтому Доре решил акцентировать внимание на ключевых, наиболее значимых событиях Священного Писания. Подход к иллюстрированию Ветхого и Нового Заветов был глубоко осмысленным и грамотным в религиозном отношении. Так, создавая образы библейских персонажей, художник старался не нарушать иконографических принципов, сложившихся в Европе.
В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 году французский издательский дом Alfred Mane et fils выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством Cassell, Petter and Galpin, и с этого времени по 1870 г. Библия начала выходить в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено издательством Маврикия Осиповича Вольфа в 1876 г. Известный петербургский книгоиздатель М.О. Вольф с особым интересом относился к гравюрам Доре. Он заказывал подлинные доски из Парижа у собственника рисунков художника и впервые в России в 1874 году опубликовал полный русский перевод «Божественной комедии» с иллюстрациями Доре.
Отношение автора к вере
По воспоминаниям современников, Поль Гюстав Доре был человеком неуемной энергии, веселого нрава и титанической работоспособности. Его умение выхватить из обыденности суть происходящего и запечатлеть в остроумных карикатурах определило направление реализации его творческого таланта. Легкость в общении, веселый нрав – это был только видимый образ Доре. Глубина его восприятия жизни, выражалась не в словах, а в картинах, которые он создавал. Как отмечают современники, Доре обладал поразительной способностью зримо представлять слово, причем его образ не только следовал за текстом, но и приобретал самостоятельную ценность, обусловленную высоким художественным качеством изображения. Он мог мгновенно настраиваться на ту тональность, которая была характерна для иллюстрируемого им произведения.
Доре очень серьезно относился к работе над Библией, сохранились сотни эскизов к той или иной сцене, десятки рисунков, в которых он искал нужный ему образ. Трудно и мучительно давался ему образ Христа, много сотен вариантов он испробовал, прежде чем нашел искомое решение художественной задачи. Все это свидетельствует о том, что сердце Доре было открыто Богу, а сам живописец беспрестанно находился в духовном и творческом поиске, желая приблизиться к Творцу и в полной мере реализовать заложенный в нем талант. В 1879 году художник создал большой акварельный портрет матери, привлекший всеобщее внимание, – это был портрет пожилой женщины, сидящей в уютном старинном кресле с Библией на коленях. От этого образа веет умиротворенностью и грустью воспоминаний о далеких детских годах. Возможно, этот проникновенный портрет является еще одним безмолвным свидетельством тех прочных оснований, на которых выросла могучая личность Гюстава Доре.
Биография
Поль Гюстав Доре - французский живописец, иллюстратор, скульптор и гравер. Родился 6 января 1832 года в эльзасском городе Страсбурге в зажиточной семье. Отец – путеец департамента, строитель мостов Пьер-Луи Христофор Доре, мать - Александрина Плюшар. Отец любил читать, имел большую библиотеку, благодаря чему сын имел возможность рассматривать иллюстрации книг.
В 1841 году семья переезжает в Бур - городок, окруженный богатой природой.
В 1847 году Доре вместе с матерью переезжает в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. В Париже главный редактор «Журналь пур рир» Ш. Филипон принимает его в число сотрудников, и у Гюстава появляется возможность много времени проводить в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также подолгу рассматривать старые гравюры в Национальной библиотеке.
В конце 1847 года был издан его альбом литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии было написано: «Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий…».
С 1848 по 1852 год, Доре, имевший амплуа "карикатуриста бытовых сцен", еженедельно заполняет сатирическими литографированными рисунками страничку в журнале Филипона и встречается здесь со многими мастерами литографированной карикатуры, творчество которых служит для него на первых порах образцом. К маю 1862 года число его рисунков достигло сорока четырех тысяч.
В 1863 же году Доре создает рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе, тогда же появился большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Он иллюстрировал книги Рабле, Бальзака, Теннисона, Мильтона, Данте, Сервантеса, лорда Байрона и Эдгара По. Гюстав Доре смог достичь большой известности при жизни: стал автором более чем 400 картин и сотни акварельных пейзажей, но воистину бесценное наследие — его гравюры и иллюстрации. Более 4000 опубликованных книг использовали гравюры Гюстава Доре, более 10000 раз использовались его иллюстрации. Их использовал для своих декораций Голливуд.
В 1882 году Гюставу Доре было выплачено 30,000 франков, чтобы он проиллюстрировал «Ворона» Эдгара По. Эта работа стала для него последней.
Умер Поль Гюстав Доре 23 января 1883 г. в Париже от сердечного приступа.
Автор текста: Григорьева Наталья Ивановна.