«Мадонна в гроте» - Леонардо Да Винчи

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Мадонна в гроте»
«Мадонна в гроте»
Автор: Леонардо Да Винчи
Местонахождение: Лувр, Париж («Мадонна в скалах» – Лондонский национальный музей, Лондон)
Произведение: «Мадонна в скалах»
Жанр: Художественное
Год создания: 1483 г.
Эпоха/течение: Высокое Возрождение, реализм
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» (или «Мадонна в скалах») изображает сюжет, сложившийся в средневековую эпоху – встреча Девы Марии и Младенца Христа с маленьким Иоанном Крестителем во время бегства в Египет (Лк. 2:13-2:14). Этот эпизод не описан в Евангелии, а берет своё начало в апокрифических источниках.

Композиция полотна построена в виде пирамиды. Взгляд зрителя сразу приковывает к себе фигура Богородицы. Дева Мария сидит на земле скалистого грота – в западной иконографии этот тип изображения Богородицы называют Мадонна Смирение. Богоматерь, Царица Небесная, Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим скромно сидит не на троне, а на полу или земле, что отражает глубокое смирение Девы, о котором мы узнаём в Евангелии: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38); «призрел Он на смирение Рабы Своей» (Лк. 1:48). В то же время Богоматерь, возвышаясь над фигурами Христа и св. Иоанна, как бы оберегает, охраняет их, простирая руки. Гармоничность и нежность сцены контрастирует с тёмным фоном – скалистым гротом, и  некоторые исследователи видят в нём отсылку к будущим крестным страданиям Христа. 

От Богородицы взгляд зрителя скользит к святому Иоанну, которого Она обнимает за плечи. Маленький Иоанн поклоняется Христу как Богу, сложив ладони в молитве, а Христос благословляет его. Христос сидит рядом с архангелом Уриилом, безмолвным свидетелем встречи. Уриил пальцем указывает на Предтечу, смотря на зрителя, привлекая его внимание к происходящему, как бы связывая зрителя и полотно.  

Очертания фигур смягчены сфумато – техникой сглаживания контуров и цветовых переходов, изобретённой Леонардо. Пространство картины воспринимается как очень воздушное, лёгкое, нежное.

История создания

Картина была заказана для алтаря церкви св. Франциска в Милане, это одна из первых коммерческих работ Леонардо. Полотно задумывалось как часть триптиха – по бокам образа располагались панели с изображением ангелов. 

На картине нет нимбов, традиционных для храмовой живописи – впервые ренессансный художник отказался от их изображения, выражая Божественность через идеальную красоту.

Споры с заказчиками привели к тому, что Леонардо пришлось написать ещё одну версию, отличающуюся от луврской некоторыми деталями. Она хранится в Лондонской национальной галерее. 

Отношение автора к вере

Эпоху Возрождения часто оценивают как период отступления от Богоцентричного восприятия мира, которое было присуще Средневековью. Гуманистическая философия сосредоточилась на человеке, сделала его центром мира, а не Бога (как это было в Средние века). И спустя сотни лет не утихают споры о том, был ли да Винчи, человек-символ Ренессанса, верующим или нет. Немногое известно о частной жизни Леонардо. Многие видят в нём бунтовщика, богоборца, бросившего вызов Творцу своим искусством.  

Леонардо был великим исследователем во всём – в искусстве, науке, но это стремление к познанию вовсе не противоречит христианской духовности. Открытость новому, желание проникнуть в природу всего вложены в человека самим Творцом. В великом художнике уживались вера в Бога и рациональное восприятие.  Подтверждение тому – не только многочисленные художественные работы да Винчи на библейские темы, но и записные книжки самого Леонардо, в которых он пишет о Боге как о реально Существующем: «Если Господь – Свет всего – сподобит просветить меня, я буду рассуждать о свете»; «Ты, Господи, посылаешь нам всякое благо ценою труда», и т.д.

Согласно Вазари, на склоне жизни Леонардо, долгое время болевший, обратился к изучению всего, что касалось христианской веры. На семьдесят пятом году жизни великий мастер скончался, исповедавшись и причастившись Святых Таин – как христианин. 

Биография  

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи родился в 1452 году. Он был незаконнорожденным сыном нотариуса Пьеро из города Винчи, но, тем не менее, отец деятельно участвовал в его жизни. Позднее семья переехала во Флоренцию, и именно там, в колыбели Возрождения, началось становление будущего гения. Леонардо был незаконнорожденным, поэтому не мог пойти по стопам отца, но его художественные способности не остались незамеченными, и отец отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к известному живописцу Андреа дель Вероккьо. В его мастерской Леонардо обучался не только живописи и скульптуре, но и точным наукам. Очень быстро молодой художник превзошёл своего учителя в мастерстве. В двадцать лет да Винчи вступил во флорентийскую Гильдию художников.

Через несколько лет творческих исканий Леонардо переехал в Милан и поступил на службу к герцогу Сфорца. При миланском дворе он провёл семнадцать лет, и большинство его инженерных изобретений были созданы именно тогда. Да Винчи опередил своё время на века вперёд – им были созданы модели парашюта, металлургических печей, вертолётного винта, редуктора и многих других механизмов. К этому же периоды относятся такие выдающиеся работы мастера, как «Портрет музыканта» (1490), «Дама с горностаем» (1490), «Тайная вечеря» (1495-1498) и другие. 

В 1499 году художник покинул Милан и после нескольких лет постоянных переездов вновь вернулся во Флоренцию, где работал над другим своим шедевром – «Джокондой». 

Через несколько лет Леонардо стал придворным живописцем Людовика XII, а после переехал в Рим, где занимался не только живописью, но и наукой, изобретениями, экспериментами. Последние годы жизни да Винчи провёл в замке Амбуаз, резиденции короля Франции, Франциска I. 

Леонардо не зря называют «универсальным человеком» – он проявил себя, кажется, во всех сферах человеческой деятельности. Художник, скульптор, инженер, анатом, архитектор, музыкант, литератор, философ… Жизнь великого гения Возрождения, всю жизнь посвятившего познанию Божьего мира, оборвалась в 1519 году. 

Автор текста: Жосу Зоя Константиновна.


Оставить комментарий