Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
На переднем плане картины изображена Мадонна. Лицо её меланхолично, а руки сложены перед грудью в молитвенном жесте. Она сидит в деревянном кресле с изящными подлокотниками то ли перед окном, то ли на фоне картины с пейзажем. Элегантные складки синего платья ниспадают вниз, передавая мягкую и нежную фактуру бархата. Матовые блики играют на жемчужинах, украшающих причёску. Но самое изумительное – это каскад полупрозрачных вуалей, скользящих по волосам на шею. Это тщательно продуманное и исполненное украшение – деталь чрезвычайной виртуозности, после Липпи повторяющаяся художниками на протяжении всей второй половины XV века.
Если до фра Филиппо Деву Марию и писали в профиль, то лишь тогда, когда этого требовала логика сюжета: в сценах Сретения, Коронования, Благовещения; но никто до него не изображал в профиль Мадонну с Младенцем. Эту схему художник взял, вероятно, не из живописи, а из рельефов Донателло. Погруженная в молитву Мария не держит маленького Христа, но два ангела подносят Его ей на руках, как подарок. Один из них почти спрятался, а другой с улыбкой повернулся к нам. Этот ангел-отрок на переднем плане – один из самых миловидных образов у Липпи. На его лице играет лукавая, озорная улыбка, а сам он кажется не ангелом, а настоящим ребёнком.
Пейзаж за окном вдохновлён фламандской живописью. Вдаль простираются острые контуры скал, на фоне плоских облаков виднеются высокие угловатые башни города. Во всём этом чувствуется некий привкус готики, и он неуловимо двоится в изломанным складках вуалей на голове Марии. В этой декоративной плоскостности несомненно сказалась реакция против округлого, пластического стиля Мазаччо, свойственного раннему периоду творчества художника. Его поздний период, напротив, характеризуется хрупкой, немного изломанной, даже несколько болезненной грацией, которую мастер «передаст как наследие живописцам второй половины Кватроченто».
История создания
Дата исполнения этой работы неизвестна, но большинство историков искусства сходятся на том, что она была написана в поздний период творчества художника, между 1457 и 1465 гг., и моделью для Мадонны послужила любимая жена фра Филиппо – Лукреция, а с сына Филиппино списан образ Младенца Христа или лукавого отрока-ангела.
На реверсе доски изображён набросок женского бюста, а также имеется надпись XVIII в. о принадлежности панели семье Медичи. Какое-то время она находилась на вилле Поджо Империале, а 13 мая 1796 г. была передана в коллекцию Великого герцога, ставшую ядром художественного собрания галереи Уффици.
Эта картина важна тем, что подписана мастером и считается его полным автографом, без какого-либо вмешательства мастерской. Этот самый известный образ Липпи, вызывающий неизменное восхищение, также оказался моделью для многочисленных мадонн с младенцем, выполненных молодым Сандро Боттичелли – учеником Липпи.
Отношение автора к вере
Ф. Липпи, сластолюбивый и лукавый монах, – художник с авантюрной судьбой. Он принял монашеские обеты просто потому, что вырос в монастыре. Синтез художественного таланта и религиозного благочестия, как это было в случаях с фра Беато Анджелико или с Андреем Рублёвым, у него не получился.
В 1433 г. Липпи покинул монастырь, но рясу монаха не снимал, поскольку она давала некоторые преимущества в миру. В ренессансной Италии бытовало множество историй о нерадивом монахе, ищущем приключений, расстриге и гуляке, которые охотно пересказывал Дж. Вазари.
В 1440 – 1450 гг. фра Филиппо дважды привлекался к суду за обман и подлог в отношении своих же коллег–художников, даже подвергался пытке и был лишён причастия. В 1461 г. он похитил монахиню и жил с ней в незаконном браке, но, благодаря покровительству Медичи, скандальную романтическую историю удалось замять и обойтись без наказаний. Сам папа сказал, что, очевидно, сутана сковывала способности фра Филиппо, и, возможно, уйдя в мир, он станет ближе к Богу. Кто знает, произошло так на самом деле или нет, но, во всяком случае, его художественный талант развился, и он сделался одним из выдающихся живописцев Кватроченто, а его любимая жена и дети послужили моделями для многих вдохновенных картин на религиозные темы.
Биография
Филиппо ди Томмазо Липпи родился ок. 1406 г. в семье мясника в одном из самых бедных кварталов Флоренции – Ардильоне. В два года он остался без родителей, и его вместе со старшим братом взяла к себе на воспитание их тётка – монна Лапаччи. Женщина была крайне бедна и в 1414 г. отдала племянников в монастырь кармелитов, что находился поблизости от дома. Филиппо был невосприимчив к наукам, зато очень много рисовал и получил художественное образование, копируя фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи.
В 15 лет будущий художник принял монашеские обеты (именно поэтому его стали называть «фра»); успешно совмещал монастырские обязанности с художественной деятельностью, хотя сан не позволял ему вступить в гильдию св. Луки.
В 1434 г. Липпи побывал в Падуе, работал для собора Сан-Антонио, а также – в Анконе, Неаполе и, может быть, Южных Нидерландах. Влияние Северного Возрождения чувствуется в его «Мадонне Тарквинии».
С 1438 г. фра Филиппо начал выполнять заказы для семьи Медичи. Его деятельность была разнообразной, также он реставрировал фрески А. Гадди. В 1455 г. художник уже покупает собственный дом и поселяется в Прато, неподалёку от Флоренции. В это время его живописная манера близка стилю фра Анджелико. В 1456 г. Липпи был назначен капелланом женского монастыря Св. Маргариты в Прато, из которого он похитил молодую монахиню Лукрецию Бути и сбежал с ней. У них родился ребёнок – будущий художник Филиппино Липпи. Фра Филиппо часто изображал возлюбленную и первенца в своих картинах. Скандал дошёл до папы, и в 1461 г., по ходатайству Медичи, понтифик освободил обоих от монашества и дал разрешение на брак.
В 1450 – 1460 гг. мастер выполнял большие фресковые циклы в соборах тосканских городов. В 1469 г. умер во время работы над росписями в Сполето. Ходили слухи, что его отравили родственники жены, так и не смирившиеся с их браком. Филиппо Липпи был учителем знаменитого Сандро Боттичелли, а тот, в свою очередь, взял на воспитание и обучение его сына Филиппино Липпи, когда тот остался без отца.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.