Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Полное драматизма полотно Питера Пауля Рубенса «Каин убивает Авеля» напоминает о первом убийстве, первой смерти в человеческой истории, причиной которой стала зависть: «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. […] И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:2-8). Считается, что Каин принес свой дар Богу не от чистого сердца. Затем он не прошел испытания завистью и гневом, и случилось непоправимое, и прежде совершенно немыслимое - первая смерть на Земле произошла через убийство.
Сцена у Рубенса в отличие от Библии разворачивается не в поле, а у ещё дымящегося жертвенника, камня преткновения. В центре композиции – беззащитный Авель, простирающий вверх руку к небу в тщетной попытке защититься, по его лицу струится кровь. Каин, схватив Авеля за шею, заносит над ним орудие убийства. В Книге Бытия не сказано, что стало этим орудием – на картине Рубенс вложил в руку Каина предмет, похожий на дубинку или ослиную челюсть. Лицо убийцы, искажённое гневом, погружено в тень.
Монументальные атлетические тела братьев, вероятно, были написаны Рубенсом с опорой на античные образцы. В картине ощущается эмоциональное и физическое напряжение, через мгновенье свершится страшное - Каин нанесёт последний сокрушающий удар. Художнику удалось мастерски передать трагизм братоубийства – пейзаж со сгущающимися тучами, холодную злобу Каина, которой дышит вся его фигура, невинность и отчаяние беззащитного младшего брата.
Первые братья представляют собой также символическое описание двух диаметрально противоположных жизненных путей: Каин олицетворяет человека земного, привязанного к земле, готового с оружием в руках защищать свою собственность, Авель – человека духовного, устремленного к Богу.
История создания
Рубенс создал картину после своего восьмилетнего пребывания в Италии (1600-1608), по анализу дерева (картина была написана на деревянной доске) ученым удалось установить, что художник написал ее практически сразу после прибытия в Антверпен. Скорее всего, работа была выполнена художника не на заказ, а на продажу.
Отношение автора к вере
Творчество Питера Пауля Рубенса многогранно и разнопланово, и важная и большая его часть – картины на библейские сюжеты. Для него выбор такой тематики – не дань моде или традиции: художник был благочестивым христианином и много писал на религиозные темы. Жизнеутверждающая энергия творчества Рубенса, его стремление показать цветущую красоту Божьего мира и человека были для мастера способом прославить Бога в своих работах.
Художник часто использовал образцы античного искусства в своём творчестве, он умел вдохнуть в них силу христианского духа, создавая яркие, живые библейские образы. Так, например, для картины «Христос в терновом венце» Рубенс использовал свою зарисовку античной статуи кентавра из собрания Шипионе Боргезе.
Жизнь и творчество Рубенса совпали с периодом Контрреформации, возрождением и усилением католицизма в Европе. Многие художники стали проводниками идей римско-католической церкви, своим творчеством укрепляя веру в современниках.
Религиозность Рубенса не была формальной – художник был ревностным католиком. В его картинах чувствуется искреннее сопереживание библейским событиям. Зрителю кажется, будто они происходят «здесь и сейчас» («Снятие с креста» (1614), «Поклонение пастухов» (1608), «Вход Христа в Иерусалим» (1632) и другие). Яркая и глубокая эмоциональность картин художника помогала библейской истине найти путь к сердцам людей.
Биография
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году вдали от родины – в Зигене (Германия) в семье антверпенского юриста, вынужденного эмигрировать по политическим мотивам. Потеряв отца в возрасте десяти лет, мальчик воспитывался матерью-католичкой, которая после смерти мужа вернулась с детьми в Антверпен. Питер учился в латинской школе, откуда вынес знание нескольких иностранных языков и античной культуры. Позднее он был принят в пажи к Маргарите де Линь, вдове графа Филиппа де Лален. Здесь юноша научился придворному этикету и изысканным манерам, а также понял, что хотел бы всерьёз заниматься живописью.
Рубенс учился ремеслу живописца сначала у Тобиаса Верхарта, потом – у Адама ван Норта и Отто ван Веена (серьезно повлиявшего на молодого художника). В 1598 году Рубенс был принят в гильдию святого Луки.
Как и многие фламандские живописцы, Рубенс был уверен, что «подлинный свет искусства идёт только из Италии», поэтому в 1600 году отправился на родину великих мастеров. Там он провёл восемь плодотворных лет – изучал живопись итальянского Возрождения, копировал античные памятники, будучи придворным художником герцога Гонзаго, писал много парадных портретов. В 1601 году он написал три алтарные композиции для церкви Санта Кроче ин Джерусалемме в Риме, в 1606 году - запрестольный образ «Успение Святого Григория» для церкви Кьеза Нуова.
Художник вернулся в Антверпен в 1608 году, получив известие о тяжёлой болезни матери, но не застал её в живых. Через некоторое время мастер поступил на службу к эрцгерцогу Альберту и инфанте Изабелле, правившим в то время Фландрией от лица испанской короны. При брюссельском дворе Рубенс стал не только живописцем, но и дипломатом.
В 1609 году Рубенс женился на Изабелле Брант, от брака с которой у него родилось трое детей. Это был очень счастливый брак, нежная любовь к супруге нашла свое отражение в картине мастера «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1609-1610).
Работы Рубенса быстро снискали ему успех и славу во Фландрии. Особенно примечательны два триптиха – «Воздвижение креста» (1610-1611) и «Снятие с креста» (1611-1614). Мастерство Рубенса привлекало к нему множество учеников, многие из них впоследствии составили гордость фламандской школы – например, Антонис ван Дейк, Франц Снейдерс, Якоб Йорданс.
Рубенс много работал над религиозными и мифологическими сюжетами, писал портреты и пейзажи, оформлял театрализованные зрелища, книги, создал школу профессиональных граверов, делал эскизы для скульптур. Деятельность Рубенса была поистине многогранной. В его антверпенской мастерской постоянно кипела работа. Заказы были бесчисленны. Его мастерская превратилась в грандиозное производство предметов искусства, в которой работало множество помощников и учеников.
В 1622-1625 годах художник создает свой знаменитый исторический цикл «Жизнь Марии Медичи» из 24 аллегорических полотен по заказу французской королевы, в настоящее время являющихся настоящим украшением Лувра.
После ранней смерти жены в 1626 году, ставшей для Рубенса тяжёлым ударом, он посвятил себя дипломатии, при его содействии был заключён мирный договор между Англией и Испанией в 1630 году.
В 1630 году художник женился во второй раз на юной Елене Фоурмен, с которой прожил счастливо последние десять лет своей жизни. В этом браке у Рубенса родилось пятеро детей. В середине 1630-х годов семейство Рубенса переезжает в загородное поместье с замком «Стен».
В этот период творчества («стеновский период») мастер в большом количестве пишет портреты любимой жены и детей, пейзажи родной Фландрии. Его манера становится более спокойной, лиричной («Портрет Елены Фоурмен» (1630-1632), «Возвращение с полей» (1636-1640), «Пейзаж с радугой» (ок. 1638) и др.).
Питер Пауль Рубенс, крупнейший мастер эпохи барокко, раскрывавший в своём творчестве величие Бога, красоту природы и глубины человеческого бытия, скончался 30 мая 1640 года. Творческое наследие художника огромно: оно насчитывает не менее 3000 картин и эскизов.
Автор текста: Зоя Константиновна Жосу.