Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Не смотря на обетование Бога произвести от чресел Авраама многочисленный народ, его жена Сарра долгое время оставалась бесплодной. Видя скорбь своего супруга, Сарра, следуя обычаям своего времени, дала ему свою рабыню египтянку и та родила сына Измаила. Спустя некоторое время исполнилось обещанное Богом и девяностолетняя Сарра зачала и родила наследника, названного Исааком.
"И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее" (Быт. 21:9-14).
Измаил вырос и стал жить в пустыне, занимаясь охотой. Агарь сосватала ему в жены девушку своей крови, египтянку, которая родила Измаилу двенадцать сыновей, ставших родоначальниками двенадцати аравийских племен. Единственная дочь Измаила Васемафа вышла замуж за Исава, сына Исаака.
На картине Гербранда ван ден Экхаута, иллюстрирующей этот не простой в этическом и моральном плане эпизод, показано раннее утро в маленьком уютном дворике городского дома. Первый луч солнца ярко осветил арочное окно с распахнутой ставней. По белокаменной стене вьется лоза, символ жизнестойкости и плодовитости. Как должно быть хорошо и уютно жить в этом доме. Этой идиллии противостоит сцена на первом плане, где показана молодая женщина и ребенок, собравшиеся в дорогу. В одной руке Агарь держит кувшин с водой, а в другой белый платок, которым вытирает слезы. Мальчик так же печален, он стоит опустив голову и отвернувшись от отца, не понимая, почему тот прогоняет их из дома. В руке у Измаила посох, как у идущего в дальний путь, вместе с тем он символически означает власть и силу. Таким образом художник передал, что от мальчика, как сына Авраама Бог так же произведет многочисленное потомство. Патриарха живописец показал пожилым седобородым мужчиной с растерянным и виноватым выражением лица. Жесты рук также подтверждают его беспомощность перед обстоятельствами жизни и покорность судьбе.
Контрастное освещение надолго приковывает внимание зрителя к главным персонажам картины и вначале создается впечатление, что других людей не ней нет. Потом, в тени перил на ступеньках дома, становится заметна фигурка маленького мальчика в голубой одежде. Робко и испуганно он наблюдает за сценой расставания. Выше, в дверном проеме еле различимы черты пожилой женщины, образ которой почти сливается с сумраком комнаты. Таким образом, зритель понимает, что Сарра и Исаак, причина изгнания Агари и Измаила, не равнодушны к их судьбе и страданию Авраама. В левой части произведения изображен павлин, признак богатства его владельцев, в живописи его изображение символизирует долголетие и бессмертие.
История создания
Картина "Изгнание Агари и Измаила" написана Гербрандом ван ден Экхаутом в 1666 году. Относясь к позднему периоду творчества мастера, произведение показывает его виртуозное владение техникой светотени. В картине прослеживается влияние фламандской живописи, а также академических полотен. Считается, что в отличие от его наставника Рембрандта, живописцу не удавалось раскрыть глубину характеров своих персонажей и драматической составляющей сюжета.
Отношение автора к вере
Дед Гербранда, Питер Лодевейкс, который умер за два года до его рождения, был торговцем-меннонитом. Меннониты придерживаются следующих взглядов: в вероучении признается неоспоримый авторитет Святого Писания; таинство Крещения допускается только осознанно у взрослых верующих; отрицается прохождение воинской службы, а также насилия в любой форме. В XVII веке нидерландские меннониты в своей жизни и вероучении стали испытывать заметное влияние реформаторской церкви.
Питер Лодевейкс бежал от религиозного преследования из Брюсселя и получил гражданство в Амстердаме в 1588 году. Сохранившиеся документы говорят, что спустя пять лет он крестил в протестантской церкви двух своих сыновей - Лодевика и Яна Питера, отца Гербранда. Сам Гербранд ван ден Экхаут был крещен в Амстердаме 22 августа 1621 года.
Обучение живописи Ван ден Экхаут проходил в мастерской Рембрандта, который, как известно, придерживался католических убеждений и остался верен своим взглядам до кончины. Возможно, дружба ученика и учителя, связывавшая их в течении жизни, основывалась на глубоком понимании веры, как пути смирения и служения ближним. Известно, что спрос на религиозные произведения в тогдашней Голландии, в основном протестантской стране, был невелик. Обращение к библейской тематике объясняется индивидуальными предпочтениями художника, как и его наставника Рембрандта. Полотна Гербранда ван ден Экхаута – это воплощение вечных идей добра, любви, верности, чести.
Биография
Гербранд ван ден Экхаут родился в Амстердаме 19 августа 1621 года в семье ювелира. Дед его был меннонитом, который бежал после 1585 года из Брюсселя и получил гражданство в Амстердаме. Своих сыновей он крестил в протестантской церкви. Мать Гербранда, Гритье Клаас Лейдекерс, умерла, когда ему было десять лет. Отец вторично женился на Корнелии Дедель, дочери компании основателя Делфтской палаты голландской Ост-Индской компании .
Сохранилось мало документов, отражающих жизнь и творческую карьеру художника. Нидерландский историк искусства Арнольд Хоубракен (1660-1719) писал, что Ван ден Экхаут был излюбленным учеником и постоянным другом Рембрандта ван Рейна (1606-1669). Предположительно, Гербранд учился в его мастерской во второй половине 1630-х годов. Вместе с ним учились Фердинанд Бол , Николас Маес и Говерт Флинк. Гербранд считался ниже их по мастерству и опыту, однако, он с успехом принял манеру Рембрандта, так, что его картины впоследствии были перепутаны с картинами его наставника.
Первые, дошедшие до наших дней картины художника, датированы 1640-м годом. Ван ден Экхаут занимался историческими картинами, пейзажами, портретами и жанровыми сценами. Наиболее известные из них: "Анна, посвящающая своего сына Самуила Господу" (Лувр), "Отрок-Христос, беседующий с учителями в храме" (Мюнхенская Пинакотека), «Жертвоприношение Иеровоама в Вефиле» (Эрмитаж) и др. Он также состоялся как графический художник, в его арсенале большое количество офортов, рисунков, гравюр и книжных иллюстраций. В зависимости от сюжета Гербранд часто менял стиль живописи. Широкий мазок и мощные светотеневые эффекты его картин отражают влияние Рембрандта, а также его наставника Питера Ластмана (1583-1633). Считается, что живописец очень близко подходил к Рембрандту в своих композициях и в колорите, но уступал ему в тонкости художественного чувства. Индивидуальная манера письма Ван ден Экхаута проявляется в изысканности и элегантности портретов и жанровых сцен, что приближает его искусство к фламандской живописной традиции. Гербранд был членом гильдии св. Луки в Амстердаме.
Разносторонне одаренный, Гербранд занимался поэзией и имел успех на этом поприще. Известно, что в 1659, 1669 и 1672 годах художник служил налоговым оценщиком произведений искусства в Амстердаме. Экхаут никогда не состоял в браке, в конце жизни он проживал со своей невесткой, вдовой брата Яна.
В сентябре 1674 года он серьезно заболел и составил завещание. Смерть наступила спустя несколько дней, 22 сентября 1674 года. Гербранд ван ден Экхаут похоронен в Амстердаме в семейном склепе.
Автор текста: Северинова Ольга.