Иуда и Фамарь - Гербранд ван ден Экхаут
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
О Фамари рассказывается в Книге Бытия. Она была женой Ира, первенца Иуды, родоначальника одного из колен Израилевых. Оставшись бездетной вдовой, Фамарь по закону Моисееву была выдана за второго сына, Онана, но также овдовела не родив ребенка. Иуда, опасаясь за жизнь младшего сына, отправил ее в дом отца, пообещав дать ей мужа, когда сын подрастет. Прошло много времени, Иуда овдовел. Но обещания своего не выполнил. "Тогда Фамарь, узнав, что ее свекор идет стричь скот в Фамну, оделась как блудница и села при дороге. И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. [И не узнал ее.] Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне? Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада [моего]. Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь? Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него. И, встав, пошла, сняла с себя покрывало свое и оделась в одежду вдовства своего. Иуда же послал козленка чрез друга своего Одолламитянина, чтобы взять залог из руки женщины, но он не нашел ее. <... > и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость. Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более" (Быт. 38:15-20, 24-26). Фамарь родила двух близнецов - Фареса и Зару. В десятом поколении Фарес является предком царя Давида, а через него входит в родословие Иисуса Христа.
Картина Гербранда ван ден Экхаута, иллюстрирующая этот библейский эпизод представляет собой пейзаж с характерной голландской флорой и архитектурой. На переднем плане, в освещенном пятне, сидит Фамарь. На ее голову накинута легкая вуаль, которую носили современницы художника. Эта деталь гардероба иносказательно говорит, что при встрече со свекром женщина скрыла свое лицо. В одной руке она держит пояс Иуды, а другой берет кольцо. Выражение ее лица при этом сочетает смущение и хитрость, которые говорят, что она понимает сомнительность и опасность задуманного.
Стоящий рядом с женщиной Иуда, представлен художником мужчиной средних лет. В руке его посох, говорящий, что он находится в пути и, одновременно, напоминающий зрителю, что перед ними родоначальник колена Израиля. На Иуде надета белая чалма и дорогая одежда зеленого цвета с золотистой каймой, соответствующая его статусу.
История создания
Сюжет картины "Иуда и Фамарь" пользовался популярностью в мастерской Рембрандта. По мнению искусствоведов, работа выдает руку еще не совсем сформировавшегося художника. В пейзаже прослеживается влияние образцов мастерской Ластмана и пейзажей самого Рембрандта.
Отношение автора к вере
Дед Гербранда, Питер Лодевейкс, который умер за два года до его рождения, был торговцем-меннонитом. Меннониты придерживаются следующих взглядов: в вероучении признается неоспоримый авторитет Святого Писания; таинство Крещения допускается только осознанно у взрослых верующих; отрицается прохождение воинской службы, а также насилия в любой форме. В XVII веке нидерландские меннониты в своей жизни и вероучении стали испытывать заметное влияние реформаторской церкви.
Питер Лодевейкс бежал от религиозного преследования из Брюсселя и получил гражданство в Амстердаме в 1588 году. Сохранившиеся документы говорят, что спустя пять лет он крестил в протестантской церкви двух своих сыновей - Лодевика и Яна Питера, отца Гербранда. Сам Гербранд ван ден Экхаут был крещен в Амстердаме 22 августа 1621 года.
Обучение живописи Ван ден Экхаут проходил в мастерской Рембрандта, который, как известно, придерживался католических убеждений и остался верен своим взглядам до кончины. Возможно, дружба ученика и учителя, связывавшая их в течении жизни, основывалась на глубоком понимании веры, как пути смирения и служения ближним. Известно, что спрос на религиозные произведения в тогдашней Голландии, в основном протестантской стране, был невелик. Обращение к библейской тематике объясняется индивидуальными предпочтениями художника, как и его наставника Рембрандта. Полотна Гербранда ван ден Экхаута – это воплощение вечных идей добра, любви, верности, чести.
Биография
Гербранд ван ден Экхаут родился в Амстердаме 19 августа 1621 года в семье ювелира. Дед его был меннонитом, который бежал после 1585 года из Брюсселя и получил гражданство в Амстердаме. Своих сыновей он крестил в протестантской церкви. Мать Гербранда, Гритье Клаас Лейдекерс, умерла, когда ему было десять лет. Отец вторично женился на Корнелии Дедель, дочери компании основателя Делфтской палаты голландской Ост-Индской компании .
Сохранилось мало документов, отражающих жизнь и творческую карьеру художника. Нидерландский историк искусства Арнольд Хоубракен (1660-1719) писал, что Ван ден Экхаут был излюбленным учеником и постоянным другом Рембрандта ван Рейна (1606-1669). Предположительно, Гербранд учился в его мастерской во второй половине 1630-х годов. Вместе с ним учились Фердинанд Бол , Николас Маес и Говерт Флинк. Гербранд считался ниже их по мастерству и опыту, однако, он с успехом принял манеру Рембрандта, так, что его картины впоследствии были перепутаны с картинами его наставника.
Первые, дошедшие до наших дней картины художника, датированы 1640-м годом. Ван ден Экхаут занимался историческими картинами, пейзажами, портретами и жанровыми сценами. Наиболее известные из них: "Анна, посвящающая своего сына Самуила Господу" (Лувр), "Отрок-Христос, беседующий с учителями в храме" (Мюнхенская Пинакотека), «Жертвоприношение Иеровоама в Вефиле» (Эрмитаж) и др. Он также состоялся как графический художник, в его арсенале большое количество офортов, рисунков, гравюр и книжных иллюстраций. В зависимости от сюжета Гербранд часто менял стиль живописи. Широкий мазок и мощные светотеневые эффекты его картин отражают влияние Рембрандта, а также его наставника Питера Ластмана (1583-1633). Считается, что живописец очень близко подходил к Рембрандту в своих композициях и в колорите, но уступал ему в тонкости художественного чувства. Индивидуальная манера письма Ван ден Экхаута проявляется в изысканности и элегантности портретов и жанровых сцен, что приближает его искусство к фламандской живописной традиции. Гербранд был членом гильдии св. Луки в Амстердаме.
Разносторонне одаренный, Гербранд занимался поэзией и имел успех на этом поприще. Известно, что в 1659, 1669 и 1672 годах художник служил налоговым оценщиком произведений искусства в Амстердаме. Экхаут никогда не состоял в браке, в конце жизни он проживал со своей невесткой, вдовой брата Яна.
В сентябре 1674 года он серьезно заболел и составил завещание. Смерть наступила спустя несколько дней, 22 сентября 1674 года. Гербранд ван ден Экхаут похоронен в Амстердаме в семейном склепе.
Автор текста: Северинова Ольга.