Иуда и Фамарь - Боль Фердинанд

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Иуда и Фамарь
Иуда и Фамарь
Автор: Боль Фердинанд
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Произведение: Иуда и Фамарь
Жанр: Художественное
Год создания: 1653 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

 

Описание произведения

 

    Иуда и Фамарь являются предками Иисуса Христа по плоти. Иуда - патриарх израильского народа, родоначальник колена Иудина. Фамарь - бездетная вдова его старшего сына, которую по закону Моисея следовало отдать замуж за брата мужа, чтобы восстановить ему семя в народе (Втор. 25:5-10). Иуда вначале следовал этому закону и выдал Фамарь за Онана, среднего сына, который так же умер, не оставив потомства. Из суеверных побуждений, Фамарь была отправлена в дом родителей с обещанием, что она станет женой младшего Шелы, когда тот возмужает. Но шло время, Иуда сам овдовел и не выполнил закона и данного обещания.  "Тогда Фамарь, узнав, что ее свекр идет стрич скот в Фамну, оделась как блудница и села при дороге. И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. [И не узнал ее.] Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне? Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада [моего]. Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь? Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него. И, встав, пошла, сняла с себя покрывало свое и оделась в одежду вдовства своего. Иуда же послал козленка чрез друга своего Одолламитянина, чтобы взять залог из руки женщины, но он не нашел ее. <... > и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость. Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более" (Быт. 38:15-20, 24-26). Фамарь родила двух блезницов - Фареса и Зару. В десятом поколении Фарес является предком царя Давида, а через него входит в родословие Иисуса Христа.
      Фердинанд Боль в течение своей карьеры несколько раз обращался к иллюстрации этого религиозного сюжета. На данном полотне Фамарь показана молодой темноволосой женщиной, сидящей под деревом при дороге. Она одета в платье, белый цвет которого символизирует чистоту ее намерений, а не действие страсти. Синий цвет плаща в живописи говорит о мудрости и рассудительности персонажа. В левой руке женщина держит пояс и посох Иуды, а правой принимает от него перстень.
     Иуду художник представил седовласым старцем с короткой бородой. Его дорогие и пышные одежды подчеркивают статус родоначальника колена и говорят о богатстве патриарха. В отличие от предыдущих работ, живописец изменил выражение лица Иуды со страстного на серьезное и вдумчивое. Когда Фамарь пришлет ему вещи, которые взяла в залог, то он смирится, признав ее правоту.

 

История создания

 

       Картина "Иуда и Фамарь" написана Фердинандом Болем в 1653 году. Считается, что  к 1650 году вкус Боля адаптировался к более "современным" тенденциям: палитра стала светлее, а в фигурах появилось больше благородства и элегантности. К этому времени Боль получил признание соотечественников и имел официальных заказов больше, чем любой другой художник в Амстердаме.
     

 

Отношение автора к вере

    Во времена жизни Фердинанда Боля Голландия представляла собой протестантское общество. И семья художника принадлежала к этой религиозной конфессии. Существует предположение, что место обучения живописи  - Амстердам - юноша выбрал, чтобы не попасть в чуждую для себя религиозную среду, католическую Италию, куда стремились все молодые художники. Вместе с тем, Боля нельзя упрекнуть в фанатизме, так как его наставник Рембрандт был убежденный католик. Разница во взглядах не помешала их плодотворному сотрудничеству, а по некоторым сведениям и дружбе.
    Особые религиозные убеждения голландцев привели к низкому спросу на картины библейской тематики. Поэтому Боль работал в нескольких жанрах и являлся признанным мастером портрета. Однако, в его послужном списке немало работ и на религиозные темы, что говорит о его интересе к вопросам духовной жизни. Поскольку в протестантизме разрешено самостоятельное толкование Библии, то каждая иллюстрация несет в себе личное восприятие художником священной истории.
    Фердинанд Боль был похоронен по протестантскому обряду в церкви Зейдикерк (Южная Церковь), в которой находится одна из его картин.

 

Биография

     Нидерландский художник, гравёр и рисовальщик Фердинанд Боль родился в Дордрехте 24 июня 1616 года. Его отец Бальтазар Боль был преуспевающим хирургом. Считается, что первым учителем Фердинанда был Якоб Герритс Кейп (1594-1651) выдающийся и разносторонний художник, работавший в Дордрехте. Когда Болю исполнилось двадцать лет, он отказался от обычного для начинающих художников того времени путешествия в Италию и уехал в Амстердам, где поступил в мастерскую Рембрандта, и был его учеником с 1631 по 1635 годы, а потом он работал уже как художник в его мастерской до 1641 года.
     Он был одним из самых талантливых учеников гениального художника, а по некоторым воспоминаниям и его любимцем. Покинул художник знаменитого наставника в начале 1640-х годов, унаследовав после смерти родителей достаточно средств, чтобы начать свое собственное дело.  Первая подписанная и датированная работа Фердинанда Боля появляется в 1642 году. Хотя стиль Боля менялся на протяжении всей карьеры, в его творчестве преобладают те же мотивы, что и у Рембрандта – исторические сюжеты, портреты и трони (модели в экзотических костюмах). В 1649 году художник получил первый крупный заказ на "Групповой портрет четырех регентов амстердамского Дома прокаженных" (Амстердам, Исторический музей), в этой работе впервые ощущается его  индивидуальный стиль. Примерно в 1650 году вкус Боля адаптировался к более "современным" тенденциям: палитра стала светлее, а в фигурах появилось больше благородства и элегантности. Весьма популярный и успешный, Боль получал официальных заказов больше, чем любой другой художник в Амстердаме.
      21 октября 1653 года  Боль женился на Элизабет Делл, чьи семейные связи обеспечили ему престижные заказы. В браке с Элизабет родилось несколько детей, но зрелого возраста достиг только второй сын Элберт.
      В 1655 году он стал главой гильдии живописцев Амстердама. В 1656 году Боль вошел в число художников, которые были выбраны для украшения новой Ратуши, написанная им картина "Пирр и Фабриций" считается одной из лучших работ художника.
     В 1660 году скончалась его жена Элизабет. В 1669 году художник сочетался вторым браком с Анной ван Эркель, вдовой казначея адмиралтейства. Она была настолько богата, что он практически перестал заниматься живописью. В следующие годы Боль занимал административные должности в Доме для прокаженных. В конце своей жизни Боль жил со своим сыном адвокатом Элбертом.
    Умер Фердинанд Боль в Амстердаме 24 августа 1680 года, вскоре после смерти своей второй жены. Он похоронен в протестантской церкви Зейдикерк (Южная Церковь), украшенной одной из его картин. 

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий