Христос перед Пилатом - Понтормо Якопо
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Собираясь предать Иисуса на смерть, первосвященники и старейшины должны были получить разрешение от римских властей, господствовавших в Иудее. "Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю" (Мф. 27:1-2).
Исследуя дело арестованного, прокуратор не нашел по римским законам в Иисусе вины достойной смерти. Евангелисты описывают подробности допроса Пилатом Христа. Не пытаясь оправдать Себя, Иисус кротко призывает Своего судью обратиться к истине, но Пилат остался глух к Его призыву. “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем" (Ин. 18:37-38). Наместник предложил собравшимся иудеям отпустить Иисуса, но подговоренные старейшинами и священниками, собравшиеся требовали распятия Праведника. Тогда, уступая требованию толпы, Понтий Пилат вынес смертный приговор. В знак несогласия, он совершил иудейский обычай - омовение рук, устраняясь от ответственности от пролитой крови невинного: "Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего" (Мф. 27:24).
Этот евангельский сюжет часто изображается в религиозной живописи, как часть Страстей Христовых. В левой части картины Якопо Понтормо, иллюстрирующей эту сцену, показан Понтий Пилат. Прокуратор сидит в кресле, в свободной позе, показывающей его главенствующее положение. Поднятая рука и склоненная голова выражают скептицизм, передавая ставшую знаменитой фразу: "Что есть истина?"
Господь Иисус изображен в центре произведения в длинном хитоне, со связанными руками. Опущенные голова и плечи передают смирение Иисуса. Композиция построена таким образом, что подсудимый выглядит достойнее окруживших Его обвинителей. Вокруг показаны воины и старейшины Израиля. Выражение лиц и жестикуляция передают требование собравшихся осудить Иисуса на смерть. В верхней части произведения изображен слуга с кувшином, подносом и белым полотенцем – всем необходимым для омовения рук.
История создания
Чертоза — так называются в Италии монастыри, принадлежащие ордену картезианцев (или чертозианцев). Орден был утвержден папой римским в 1133 году. Строились чертозы по образцу "Великой шартрезы" — монастыря, возведенного основателем ордена, св. Бруно, в 1086 году близ Гренобля. Некоторые из этих монастырей представляют собой замечательные памятники архитектуры и содержат в себе ценные художественные произведения.
Флорентийская Чертоза-дель-Галуццо была основана в 1341 году Никколо Аччароли, выходцем из видной флорентийской семьи. В 1523-1525 годах для этого монастыря Понтормо написал пять фресок в люнетах со сценами Страстей Христовых. В этот период во Флоренции бушевала эпидемия чумы и художник укрылся от нее в стенах обители.
Отношение автора к вере
Якопо Каруччи родился в конце XV века в итальянской семье. Учитывая обстоятельства того времени, он скорее всего в младенчестве был крещен в католической вере, хотя документальных свидетельств подтверждающих этот факт или отрицающих его не обнаружено. Мальчик был щедро одарен художественным талантом и чувствовал ответственность за его преумножение. Поэтому рано осиротев, он отправился в мастерскую одного из самых лучших живописцев современности Леонардо да Винчи, который сразу оценил одаренность ученика. Работами Якопо восхищались Рафаэль, Микеланджело, дель Сарто. Понтормо являлся одним из любимейших художников Медичи, его творческий путь можно назвать триумфальным, что, по свидетельству современников, никак не отразилось на его характере: Якопо оставался застенчивым и малообщительным человеком, которого живопись интересовала больше всего остального. Светской жизни он предпочитал узкий круг друзей и учеников. Рано столкнувшись в своей жизни с неотвратимостью смерти, Якопо познал тщету земных удовольствий, богатства и славы.
Джорджо Вазари, автор "Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов", не раз подчеркивал скромность и отсутствие амбиций Понтормо. "Его не интересовали ни деньги, ни слава, - удивлялся Вазари, - а однажды, выставляя счёт за картину одному из своих клиентов, не имевшему недостатка в средствах, он назвал сумму, необходимую для того, чтобы... выкупить свой старый плащ, отданный под залог".
Получив финансовую независимость, Якопо Понтормо приобрел земельный участок и устроил там жилище по своим внутренним предпочтениям. Это было подобие убежища отшельника: на чердаке художник оборудовал мастерскую и находился там целый день, убрав лестницу, как единственную связь с внешним миром.
Беспокойные политические события, происходившие во Флоренции в первой трети XVI века и смерть его наставника Андреа дель Сарто отразились на чувствительной душе Понтормо. Переживая тяжелый душевный кризис, художник смог преобразовать внутренние импульсы в творческие находки большой эмоциональной силы, раскрывающие искреннее чувство его персонажей. В своих работах Понтормо противопоставлял реальному миру духовно-мистические ценности, усиливая субъективное начало.
Биография
Якопо Каруччи родился 24 мая 1494 года в городе Понтормо в семье живописца Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи.
В самом начале своей жизни Якопо пришлось столкнуться с потерей всех родных: в 1499 году умирает его отец - живописец, ученик Гирландайо; в 1504 году умирает мать, через год - дедушка и бабушка, а после них - его единственная сестра. Рано повзрослевший, угрюмый и замкнутый одиннадцатилетний мальчик приезжает во Флоренцию, где находит свое место в мастерской Леонардо да Винчи. Однако быть учеником великого мастера ему приходится недолго - в 1506 году Леонардо отправился в Милан, рекомендовал своего ученика Пьеро ди Козимо, в мастерской которого Якопо продолжил свое обучение. По утверждению Вазари, именно в этот период 14-летний Понтормо создаёт своё первое самостоятельное произведение - небольшую картину "Благовещение", которая вызвала похвальный отзыв Рафаэля Санти.
Вскоре после этого Каруччи, прозванный Понтормо, переходит в Скуолу-ди-Сан-Марко, основанную фра Бартоломео. Там он познакомился с Джованни Баттиста Россо, уговорившего молодого художника в 1512 году поступить в известную мастерскую Андреа дель Сарто. Эта мастерская специализировалась на исполнении заказов, полученных от семьи Медичи. К 1513-1514 годам относятся первые работы Понтормо, созданные им для этого могущественного клана. Выполненные в это время фрески церкви Сантиссима Аннунциата отражают гармоничную манеру Андреа дель Сарто, но считаются более эмоциональными.
В 1515 году, к приезду папы Леона X во Флоренцию, Понтормо получил заказ на фрески для оформления капеллы в церкви Санта-Мария-Новелла. Здесь проявилась сила таланта молодого художника, специалисты ставят эти работы в один ряд с римскими фресками Микеланджело и Рафаэля. Предполагают, что перед тем как приступить к росписи, Понтормо побывал в Риме, где в Ватиканском дворце видел расписанные Рафаэлем в 1509-1514 году папские станцы.
О совершенном владении мастером самыми передовыми приемами тогдашнего искусства свидетельствует "Алтарь Пуччи", над которым Понтормо работал в 1518 году, находясь под влиянием гравюр Альбрехта Дюрера. В этот период в творчестве художника появилась тенденция отхода от обязательных, ставших классическими, канонов ренессансного искусства. В 1519 году Понтормо принимает участие в оформлении Большого зала виллы Медичи в Поджо-а-Кайано, где он создал стенную роспись "Вертумн и Помона". Посмертный портрет Козимо Старшего, выполненный по заказу Оттавиано Медичи, еще раз свидетельствует о доверии, оказанном Понтормо княжеской семьей.
В 1523-1525 годах для картезианского монастыря Галуццо Понтормо написал пять фресок из Страстей Христовых.
С 1525 по 1528 год художник работал над украшением часовни Барбадори в церкви Санта-Феличита .
С осадой Флоренции имперскими войсками в 1529 году и смертью Андреа дель Сарто в следующем году начинается новый этап в жизни живописца. В этом году Якопо приобрел земельный участок на Виа-Лаура поблизости от церкви Сантиссима-Аннунциата. С восстановлением власти Медичи во Флоренции Понтормо становится одним из их придворных художников. По заказу нового правителя, герцога флорентийского Алессандро Медичи, мастер занимается оформлением одной из лоджий виллы в Кареджи и заканчивает работу в январе 1537 года, незадолго до трагической гибели заказчика. Его преемник, Козимо Медичи (Младший), привлечет Понтормо и его талантливого ученика Бронзино к оформительским работам на вилле Кастелло. Ни одна из картин, написанных художником в этот период, к сожалению, не дошла до наших дней. В последние два года жизни (с март 1554 г. по ноябрь 1556 г.) Понтормо вел дневник, в котором записывал подробности своей жизни от питания и здоровья до хода работ над фресками базилики Сан-Лоренцо.
Дата смерти художника неизвестна. Похоронен Якопо Понтормо 2 января 1557 года в церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции.
Понтормо в своей живописи отошел от надрывной героики образов позднего Ренессанса и положил начало новому анти-классическому направлению, получившего название "маньеризм".
Автор текста: Ольга Северинова.