Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Между рождеством Христовым и выходом Спасителя на проповедь известен только один эпизод из жизни Иисуса. О нем пишет апостол Лука, который узнал эту историю непосредственно от Девы Марии. Произошла она во время ежегодного посещения Святым Семейством Иерусалима, когда Иисусу было двенадцать лет.
"Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков" (Лк. 2:41-52).
Этот евангельский сюжет не так часто встречается в религиозной живописи. Маттиас Стомер, иллюстрируя этот рассказ, показал плотную группу людей. В центре собравшихся учителей стоит подросток Иисус. Его лицо одухотворенно и выражает душевный мир и премудрость. Жестикуляция Христа передает Его искренне переживание произносимых истин. Одежда Иисуса имеет традиционные иконографические цвета: красный, говорящий о принадлежности к царскому роду и синий, символизирующий чистоту и небесную мудрость.
Вокруг подростка Христа художник показал собравшихся учителей иудейских. Среди них находятся люди изучавшие книжную премудрость, они принадлежат знатным семьям и поэтому хорошо одеты и держатся с достоинством. Иные из учителей бедны и имеют аскетичные тела, так могли в те времена выглядеть члены пророческих сообществ. Всех их объединяет крайняя заинтересованность беседой и погруженность в глубокие размышления, что живописец выразил через мимику и позы этих персонажей.
Источник освещения в произведении находится за пределами полотна со стороны зрителя. Яркий свет выхватывает в темноте помещения храма фигуры собравшихся людей. Резкий контраст света и тени придает сюжету напряженности и динамичности. Взгляд отрока Иисуса направлен на зрителя, включая его в круг беседующих с Ним.
История создания
Картина "Христос, дискутирующий с мудрецами" написана Маттиасом Стомером в 1630-х годах. В эти годы художник оставил римскую мастерскую своего земляка Геррита ван Хонтхорста и начал самостоятельную карьеру. С 1632 по 1640 год мастер работал в Неаполе. Этот период считается временем художественного расцвета Стомера.
Отношение автора к вере
Рассматривая работы художника, всегда интересно какие темы для разработки берет художник и как он их интерпретирует. Картины показывают не только мастерство живописи, но и уровень эрудиции, веры, духовности их создателя. Главными темами Стомера были религиозные образы, бытовые картины и картины на темы древнеримской истории. Такая подборка являет целостную натуру, интересующуюся историей и современностью, осмысляя их через евангельские истины.
Маттиас Стомер происходил из католической семьи. Вера, усвоенная в детстве, стала его личным выбором, что подтверждается избранием им места жительства и тем для работы. Большинство картин, созданных художником, относились к религиозной тематике и показывали его личное переживание Божественного откровения. Характерно, что последней из созданных им работ, была картина, написанная для алтаря церкви в Киудуно.
Биография
Не смотря на то, что Маттиас Стомер был популярным художником и до нашего времени дошло значительное количество работ мастера, сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Родился Маттиас около 1600 года предположительно в городе Амерсфорт, во Фландрии. Позднее, работая в Италии, он получил прозвище по месту своего рождения - Маттео Фламандец. Семья Стомера исповедовала католицизм. Считается, что одной из причин, заставившей его покинуть родину, где хозяйничали испанцы, была активная деятельность инквизиции.
Стомер перебрался в протестантскую Голландию. Но для жизни и работы, художник выбирает Утрехт, город, оставшийся в лоне католицизма. В небольшом городе имелась своя гильдия художников. Здесь творили известнейшие последователей итальянца Караваджо, чьё творчество оказало влияние и на живопись Стомера. Последователи этого направления создавали подчеркнуто реалистичные картины. Типичным для их произведений было выдвинуть фигуры людей на первый план и контрастно разместить их на темном фоне.
Желая совершенствовать свое мастерство, Маттиас осуществил мечту многих художников - отправился в Рим, столицу мировой живописи. В Великий город Стомер прибыл в 1615 году и поступил в мастерскую к утрехтскому живописцу Герриту ван Хонтхорсту. Римский период продлился до 1632 года. Причина, по которой мастер покинул итальянскую столицу, не известна. Затем он до 1640 года работал в Неаполе, позже — в Палермо и его окрестностях (Каккамо, Монреале). Последняя из его известных работ — картины в алтаре церкви в Киудуно (1652 г.).
Дата и место смерти художника достоверно не известны. Время определяют не ранее 1652 года и не позднее 1670 года, место - на Сицилии или в Северной Италии. Маттиас Стомер считается одним из лучших мастеров ночных сцен в живописи XVII века в Западной Европе. Он является автором многочисленных работ на библейские сюжеты и темы римской истории. Картины Стомера находятся в нескольких крупных музеях мира, в том числе — в Эрмитаже.
Автор текста: Ольга Северинова.