«Христос Искупитель» - Ломбардо Антонио

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Христос Искупитель»
«Христос Искупитель»
Автор: Ломбардо Антонио
Местонахождение: Музей Польди-Пеццоли, Милан, Италия
Произведение: «Христос Искупитель»
Жанр: Статуя
Год создания: 1495 – 1505 гг.
Эпоха: Возрождение, библейский сюжет
Эпизод в Библии:

 Описание произведения

Бронзовую статую «Христос Искупитель» знаменитый итальянский скульптор эпохи Возрождения, Антонио Ломбардо, создал в 1495 – 1505 годах. Сейчас произведение находится в коллекции миланского музея Польди-Пеццоли.

Христос представлен в полный рост, в накидке из грубой ткани с тяжёлыми ниспадающими складками. Накидка обнажает плечо и рану от копья Лонгина на правой стороне груди. Правая рука Спасителя вскинута в благословляющем жесте, на левую руку Иисуса, в которой он держит посох, накинута пола плаща.

Лик Христа с правильными гармоничными чертами, в обрамлении длинных вьющихся локонов и небольшой кудрявой бородки, светел и вдохновенен, губы шепчут молитву. Христос принёс себя в жертву во имя Спасения человечества. – «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. … Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. … Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:3,5,7).

 

Пластика Антонио Ломбардо, знаменитого мастера итальянского Ренессанса, полна телесной красоты, свойственной гуманистическому Возрождению, и ювелирна в своём исполнении. Тонкая проработка скульптурных деталей наполняет произведения динамикой и придает им живую эмоциональность. Используя световые и пластические эффекты, Ломбардо оживляет металл, гениально передавая в своих работах Божий промысел и его земное воплощение. 

История создания

  Бронзовую статую Христа Искупителя Антонио Ломбардо создал в 1495– 1505 годах в семейной скульптурной мастерской в Венеции. Сейчас произведение находится в музее Польди-Пеццоли (Museo Poldi Pezzoli) в Милане. Музей был основан Джаном Джакомо Польди-Пеццоли в середине XIX века как частная коллекция, для публики открыт с 1881 года. 

В экспозиции музея хранится бесценная коллекция живописи и скульптуры XIV – XIX веков, а также доспехов, оружия, мебели, гобеленов, венецианского стекла и античной керамики.

Отношение автора к вере

Антонио, как и остальные члены семейства Ломбардо, был ревностным католиком. За свою недолгую, но весьма плодотворную жизнь он выполнил целый ряд произведений на библейские сюжеты. Скульптурные композиции и образы, созданные мастером, эмоционально насыщены и художественно правдивы. 

Самые известные работы Антонио Ломбардо венецианского периода – рельефы в Скуола Гранде ди Сан Марко (1487–1489) и гробница дожа Андреа Вендрамина в церкви Сан Дзаниполо (1495), выполненные вместе с братом Туллио. Его мраморный рельеф, созданный в 1505 году, который изображает святого Антония, говорящего с младенцем в базилике Святого Антония Падуанского, был признан шедевром. В своих произведениях на религиозную тематику, посредством пластики, Антонио Ломбардо сумел гениально передать и человеческие эмоции, и Божественную одухотворённость. 

 Биография

Антонио Ломбардо, выдающийся итальянский скульптор эпохи Ренессанса, родился около 1458 года в городе Чиона. Его отец, Пьетро Ломбардо, был основателем династии скульпторов и архитекторов, оказавших большое влияние на венецианское искусство Раннего Возрождения.

Антонио прошёл обучение в мастерской отца в Венеции, куда семья переехала в 1466 году. Родной брат Антонио, Туллио, как и его отец, был известным скульптором и архитектором. Антонио Ломбардо работал, в основном, с мрамором и бронзой, его произведения изображают как светские, так и религиозные сюжеты. 

Творчество Антонио Ломбардо делится на два периода – венецианский и феррарский. В Венеции Антонио, как и его брат Туллио, работал в мастерской своего отца и выполнял отдельные детали в больших надгробных монументах. Например, рельеф «Крещение Христа», составляющий часть надгробия дожа Мочениго (1476–1481, Венеция, церковь Санти Джованни э Паоло), выполненный в манере живописного рельефа, отличается тонко проработанным пейзажным фоном и плавными очертаниями фигур Христа и Иоанна Крестителя. Богатство пластических приёмов и их гармония также проявляются  в композиции «Мадонна на троне со Святым Петром и Иоанном Крестителем» (1504, Венеция, собор Сан Марко, капелла Дзен). 

Второй этап творческой деятельности Антонио Ломбардо связан с его работой в Ферраре при дворе Альфонсо д’Эсте в 1506 – 1516 годах. Здесь в гораздо большей степени, чем в Венеции, были развиты гуманистические традиции в искусстве. Атмосфера феррарского двора наложила отпечаток на самую значительную и известную работу, выполненную скульптором – рельефы на темы античных мифов для герцогского дворца Бельесгуард. Эти рельефы сейчас находятся в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Умер мастер в Ферраре в 1516 году.

Автор текста: Марина Румянцева.





Оставить комментарий