Кантата «Herzlich tut mich verlangen» - Букстехуде Дитрих

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Кантата «Herzlich tut mich verlangen»
Кантата «Herzlich tut mich verlangen»
Автор: Букстехуде Дитрих
Произведение: «Herzlich tut mich verlangen»
Жанр: Молитвословия и гимны
Год создания: XVII в.
Стиль:Кантата
Эпизод в Библии:

Описание произведения

     Кантата «Herzlich tut mich verlangen» - духовное произведение Дитриха Букстехуде для хора и барочного оркестра, написанное для исполнения на заупокойных богослужениях. Либретто сочинения неизвестного автора основано на стихах 38 псалма библейской книги Псалтирь. Это классический духовный гимн XVII века, в котором прославляется Бог и Его великие милости роду человеческому, а также испрашивается мирная и безмятежная (блаженная) кончина. Кроме Букстехуде слова гимна использовали в своих сочинениях такие крупные композиторы как И.С.Бах, Г.Ф.Телеман, И.Брамс и другие. 

     Выразительные хоровые движения, сдержанный темп и изящное оркестровое сопровождение отличает это сочинение Д.Букстехуде, выполненное в форме классического духовного концерта.


История создания 

     Кантата «Herzlich tut mich verlangen» Д.Букстехуде может служить образцом духовного произведения эпохи барокко. 

     Композитор обладал неповторимым стилем, его сочинения яркие и фантазийные. Каждая из кантат не похожа ни на одну другую. Композитор очень внимательно относился к слову, поэтому музыка не затмевает главную составляющую духовной композиции, а лишь подчеркивает и акцентирует. Сегодня произведения Д.Букстехуде исполняются в лучших концертных залах, являясь проповедью добра и истины для самой широкой аудитории. 


Отношение автора к вере

     Дитрих Букстехуде родился в семье церковного органиста. Иоганн Букстехуде — был органистом в церкви святого Олафа в Хельсингере. Неудивительно, что деятельность отца дала богатые плоды в сыне - композитор написал множество духовных произведений и сделал значительный вклад в развитие церковной музыки. Многочисленные церковные органные произведения Дитриха Букстехуде стали учебным пособием для многих европейских композиторов, включая И.С.Баха. 

Композитор работал органистом сначала в Хельсингборге, а затем в Хельсингере. Церковь Святой Марии в Хельсингере - единственная церковь, в которой до сих пор сохранился орган композитора на прежнем месте. 

      

Биография

     Считается, что Букстехуде родился под именем Дидрих. Его родителями были Йоханнес (Ханс Йенсен) Букстехуде и Хелле Йесперсдаттер. Отец будущего композитора происходил из Ольдесло в герцогстве Гольштейн, которое в то время входило в состав датского королевства на севере Германии. Ученые оспаривают как год, так и страну рождения Дитриха, хотя большинство теперь признают, что он родился в 1637 году в Хельсингборге, который был в то время частью Дании, а теперь часть Швеции. В его некрологе говорилось, что «он признал Данию своей родной страной, откуда пришел в наш край; он прожил около 70 лет». Другие, однако, утверждают, что он родился в Ольдесло. Позже композитор германизировал свое имя и начал подписывать документы, как Дитрих Букстехуде. 

После работы в Хельсингборге и Хельсингере, композитор занял пост органиста в Мариенкирхе в Любеке с 1668 года. В Мариенкирхе было два органа: большой для больших служб и маленький для рядовых богослужений и похорон. Композитор сменил Франца Тундера и пошел по стопам своего предшественника. Он женился на дочери Тундера Анне Маргарите в 1668 году – в то время часто практиковалось, чтобы мужчина женился на дочери своего предшественника по профессии. У Букстехуде и Анны Маргариты было семь дочерей, которые были крещены в Мариенкирхе; однако его первая дочь умерла в младенчестве. После ухода на пенсию в качестве органиста в церкви Святого Олафа его отец присоединился к семье в Любеке в 1673 году. Год спустя Иоганн умер, и Дитрих сочинил ему похоронную музыку. 

Должность в свободном Имперском городе Любеке давала композитору значительную свободу в его музыкальном развитии и его независимость стала образцом для карьеры более поздних мастеров барокко, таких как Георг Фридрих Гендель, Иоганн Маттесон, Георг Филипп Телеман и Иоганн Себастьян Бах. В 1673 году Букстехуде реорганизовал серию вечерних музыкальных представлений, инициированных Тундером, известных как «Abendmusik» (вечерняя музыка), которые привлекали музыкантов из разных мест и оставались особенностью церкви до 1810 года. В 1703 году Гендель и Маттесон отправились на встречу с Букстехуде, который к тому времени уже состарился и был готов уйти в отставку. Он предложил свою должность в Любеке Генделю и Маттесону, но оговорил, что органист, занявший ее, должен жениться на его старшей дочери Анне Маргарите. И Гендель, и Маттесон отклонили это предложение и уехали на следующий же день после прибытия. 

В 1705 году И. С. Бах, тогда двадцатилетний молодой человек, отправился пешком из Арнштадта до Любека (расстояние более 400 километров) и оставался там почти три месяца, чтобы послушать «Abendmusik», встретиться с выдающимся Любекским органистом, послушать его игру и, как объяснил бах, «понять одно и другое в его искусстве». Помимо своих музыкальных обязанностей, Букстехуде, как и его предшественник Тундер, служил церковным казначеем.

Сохранилось более 100 вокальных сочинений Букстехуде, очень немногие из них были включены в важные немецкие рукописные коллекции того периода, и до начала двадцатого века Букстехуде рассматривался главным образом как органный композитор. Сегодня его сохранившуюся церковную музыку ценят за высокие музыкальные качества, она изучается, исполняется и записывается. 

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.


Текст

Теперь я полностью обращусь

к Тебе, Господи Христе,

один: дай мне блаженный конец,

пошлите мне ангелов Твоих,

веди меня в жизнь вечную,

которую Ты приобрел,

потому что Ты предался

бремени моего греха.





Оставить комментарий