Давида, победителя Голиафа, чествуют девушки Иерусалима - Пальма Якопо Младший (Джакомо Негретти)
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Победа над Голиафом стала первой воинской победой Давида, принесшей ему известность и любовь соплеменников. Голиаф был филистимским воином, высокого роста и огромной физической силы. Богатырь ежедневно выходил впереди войска и похваляясь, вызывал противников на поединок, обещая, что результат боя станет итогом противостояния филистимлян и израильтян.
Давид, который по причине молодости не участвовал в военном походе, пришел в лагерь проведать братьев. Он услышал вызов Голиафа и, поскольку тот поносил Бога Израилева, возмутился духом и вызвался выйти против него на бой. Давид отказался от шлема, доспехов и меча, так как был непривычен к воинскому вооружению. Храбрый юноша сказал: "ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам [труп твой и] трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши" (1Цар.17:45-47). Используя пращу, Давид обездвижил филистимского богатыря и подбежав, его же мечом отрубил ему голову.
"Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства" (1 Цар. 18: 6-8).
Иллюстрация этого библейского сюжета широко распространилась в религиозной живописи в эпоху Ренессанса. В левой части картины Якопо Пальма Младшего показано израильское войско, возвращающееся с войны. Впереди на коне едет царь Саул, за его спиной видны копья пехотинцев и развивающееся победное знамя. Выражение лица царя и его жестикуляция передают растерянность и недовольство Саула от песен, звучащих в честь героя битвы.
Давид показан художником светловолосым кудрявым юношей с нежными чертами лица. Он несет в руке голову поверженного врага, размер которой свидетельствует о его мощи. Давида сопровождает верный пес, помогавший ему пасти стада отца. В живописной традиции изображение собаки означает верность и преданность, в контексте данного сюжета речь идет о вере Давида Богу Израилеву.
В правой части произведения показаны израильтянки, вышедшие навстречу победителям. Они нарядно одеты и причесаны. В руках девушки держат музыкальные инструменты, а одна высоко подняла над головой лавровый венок, которым награждали победителей. Позы, жестикуляция и выражение лиц встречающих передают радость народа от вести о чудесной победе.
История создания
Картина "Давида, победителя Голиафа, чествуют девушки Иерусалима" написана Якопо Пальма Младшим в 1605 году. Дата проставлена римскими цифрами на камне у нижнего края картины. Произведение создано для церкви святого Афанасия в Венеции, что и определило его композицию.
Отношение автора к вере
Якопо Пальма Младший родился в Венеции XVI века, на территории которой единственным вероисповеданием была Католическая вера. Нет документальных свидетельств о его крещении или участии в приходской жизни. Но поскольку в те времена, оставаться в стороне от церковной жизни было невозможно, то естественным выводом будет считать художника принадлежащим к Римской католической Церкви.
На протяжении своей творческой жизни, Пальма Младший по преимуществу писал религиозные полотна или аллегорические картины нравственного толка. Он много потрудился для украшения церквей и монастырей, вдумчиво и ответственно подходя к иллюстрации библейских сюжетов. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику, что можно объяснить вкусами заказчиков и модой того времени.
Общеизвестным фактом является история о том, как Пальма Младший дописал "Пьету" своего учителя, скоропостижно скончавшегося Тициана. К изображению он добавил подпись: "Что не закончил Тициан, Пальма с почтением завершил, посвящая работу Господу Богу". Последние слова этой фразы раскрывают отношение живописца к своему труду, а также искренность его веры.
Биография
Джакомо Негретти (Якопо Пальма Младший) родился в Венеции около 1544 (по другим данным 1548) года. Он приходился внучатым племянником знаменитому художнику Высокого Возрождения Пальма Веккьо ("Старая Пальма"). Обучаться живописи Якопо начал у своего отца Антонио Негретти, второстепенного художника, который имел довольно успешную мастерскую. Несмотря на это, Пальма Младший был практически самоучкой.
В 1567 году Гвидобальдо II делла Ровере , герцог Урбино оказал покровительство таланту Пальмы, отправив его в Рим и поддерживал его в течение нескольких лет (примерно до 1572 года). Здесь Якопо оттачивал свой стиль, изучая творения Рафаэля, Микеланджело и Караваджо.
Вернувшись в Венецию, Пальма Младший стал учеником Тициана. Одновременно Якопо испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Джорджо Вазари описывает один факт, говорящий о уровне мастерства Пальмы Младшего. Его учитель Тициан, умер внезапно, во время эпидемии чумы, не успев завершить свое последнее произведение "Пьета" (Оплакивание Христа). Якопо довершил его труд, дописав летящего ангела со свечой и каменную кладку вверху картины.
Первый крупный заказ Пальмы Младшего состоялся после пожара 1577 года в Дворце дожей. Над его украшением он работал вместе с Веронезе и Тинторетто, написав три сцены в большом зале совета.
Самые известные работы художника: "Автопортрет" (Пинакотека Брера, Милан) и "Голова старика" (Пинакотека Брера, Милан), которую ранее приписывали кисти Якопо Бассано, а также великолепный портрет Папы Пия V, выполненный по заказу графов Белланти. С 1580 по 1590 год Пальма Младший писал циклы больших полотен для ризницы Сан-Джакомо далл'Орио, церкви иезуитов Скуола Джованни Евангелиста, Оратория Крочифери. Лучшей работой живописца считается "Христос на руках Пресвятой Девы".
Джовани Пальма имел свою собственную большую мастерскую, в которой создавались религиозные и аллегорические картины. Вышедшие оттуда многочисленные полотна, можно встретить по всей территории Венецианской республики. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику. После смерти Тинторетто в 1594 году он стал одним из ведущих живописцев Венеции, одним из последних представителей венецианского Чинквеченто.
Умер художник 14 октября 1628 года. Он был похоронен в Базилике Сан-Джованни и Паоло, традиционном месте захоронения дожей.
Автор текста: Северинова Ольга.