Давид возвращается после победы над Голиафом - Стен Ян
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Давид - одна из самых ярких личностей Ветхого Завета. Избранный Богом в юности за чистоту сердца, Давид стал воином, царем, поэтом, пророком. Победа над филистимским богатырем Голиафом стала первой воинской победой Давида и принесла ему известность и любовь соплеменников. Этот библейская история учит, что победа даруется Богом правым сердцем, а не надеющимся на свои силы.
"Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства" (1 Цар. 18: 6-8).
Обычно, победу юного Давида над богатырем Голиафом показывают как батальную сцену. Ян Стен использовал редкую композицию, изобразив приветствие народом своего героя. В левой части полотна показаны стены и башни Иерусалима. Из городских ворот выходит радующаяся толпа в сопровождении музыкантов. Давид показан в центре картины, поднимающимся по ступеням. Он нарядно одет, а голову украшает венец победителя. К поясу юноши прикреплен несоразмерно большой меч, который раньше принадлежал Голиафу, человеку большого роста и выдающейся силы. На пороге Давида встречает прекрасная девушка в красивом белом платье. По сюжету книги, это может быть дочь царя Саула Мелхола, полюбившая Давида. В правой части полотна изображено израильское войско, возвращающееся с поднятым знаменем.
История создания
Картина "Давид возвращается после победы над Голиафом" написана Яном Стеном в 1671 году. В 1670 году умерла жена художника и он решил вернуться в родной Лейден, где был тепло принят горожанами и местной гильдией художников. Вероятно, настроение и тематика полотна носят отголосок чувств художника от возвращения в родной город.
Отношение автора к вере
Ян Стен родился в семье, принадлежавшей протестантской конфессии. Движение реформации в Европе в XVI веке почти полностью отвергло традиции католического искусства, созданного в период Высокого Возрождения. Следуя новым художественным тенденциям, мастера создавали гораздо меньшее количество произведений искусства. Церкви ограничили наличие крупных полотен, а некоторые оказались от них совсем. Однако наличие религиозных и светских картин в домах не запрещалось.
Художники в протестантских странах сосредоточились на светских жанрах, таких как историческая, пейзажная, портретная живопись и натюрморт. То, что Ян Стен значительную часть своих работ посвятил религиозной тематике, говорит о его интересе к изучению библейской истории и слова Божьего. Религиозные произведения Стена зачастую имеют скрытую мораль и легкую иронию, помогающую пониманию назидательно-нравственной цели произведения.
Биографы Арнольд Хоубракен и Кампо Вейерман создали в своих трудах образ Яна Стена как кутилы и пьяницы. Однако их рассказ о художнике не заслуживает доверия и, вероятно, вызван тем, что живописец нередко выводил себя в жанровых сценах в неприглядном виде. Прожив длинную и непростую жизнь, он отличался веселым нравом и умением сохранять оптимизм в трудных обстоятельствах. Ян Стен отличался трудолюбием и написал более 800 картин, из которых до наших дней сохранились 350. Похоронен художник в протестантской церкви святого Петра.
Биография
Голландский художник и непревзойденный мастер бытового жанра Ян Стен родился в 1626 году в городе Лейдене на юге Голландии в обеспеченной семье. Его отец был владельцем местной таверны. Ян получил начальное образование в латинской школе, а затем выразил желание стать художником. Родители поддержали сына и отдали его на обучение в Утрехт к известному мастеру живописи Николаусу Кнюпферу. Предполагают, что потом Стен обучался в Харлеме у Адриана ван Остаде и, возможно, у Дирка Халса. Искусствоведы находят в его творчестве признаки близкого знакомства с творчеством амстердамских художников начала XVII века, специализировавшихся на изображении жанровых сценок.
Уже в 1648 году молодой Ян вместе с приятелем Габриелем Метсю основал в родном Лейдене Гильдию художников Святого Луки. Но заказов было очень мало, поэтому Стен через полгода с радостью принял предложение Яна ван Гойена стать помощником этого влиятельного художника и переехал в Гаагу.
В 1649 году Ян Стен сочетался браком с дочерью ван Гойена Маргриет и успешно проработал с тестем в течение последующих пяти лет. Но в 1654 году отец предложил Яну возглавить таверну «De Slang» в другом городе и художник без колебаний согласился. Стен с семьей переехал в Делфт и строил грандиозные планы развития пивоваренного бизнеса, но этому не суждено было случиться. 12 октября того же года случилась катастрофа — взорвались городские склады пороха. Более 100 жителей погибло, несколько тысяч получили ранения, а большая часть города была полностью разрушена. Последующие три года были очень сложными для семьи. В пострадавшем от взрыва городе интерес к живописи сильно упал, а посетителей в таверне было крайне мало. Но именно в этот период начался расцвет творчества художника. Он нашел свое призвание — жанровые веселые картины и с удовольствием писал их одну за другой.
В 1660 году Ян Стен с семьей навсегда уехал из Делфта. Он поселился в деревне Вармонд и полностью посвятил себя искусству. В 1670 году умерла Маргриет и Стен остался вдовцом с шестью детьми на попечении. Художник решил вернуться в родной Лейден, где был тепло принят горожанами и местной гильдией художников. Спустя два года Голландия подверглась агрессии со стороны Франции, Англии и немецких княжеств. Художественный рынок Нидерландов пришел в упадок и Стен приобрел лицензию на открытие таверны, чтобы выжить в такой непростой ситуации.
В 1673 году Стен женился во второй раз на Марии Ван Эгмонт. В этом браке родился еще один ребенок. В 1674 году художник был избран президентом гильдии Святого Луки.
Точная дата кончины Яна Стена, как и причина смерти не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Петерскирхе на окраине Лейдена. Художник оставил наследникам большие долги, а потомкам — множество великолепных произведений. Его творческое наследие составляют почти 400 картин, среди которых много написано на библейские сюжеты. Очень много работ Стена хранится в Рейксмузеуме в Амстердаме.
Автор текста: Ольга Северинова.