Давид с головой Голиафа - Ланфранко Джованни

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Давид с головой Голиафа
Давид с головой Голиафа
Автор: Ланфранко Джованни
Местонахождение: Фонд Роберто Лонги, Флоренция
Произведение: Давид с головой Голиафа
Жанр: Художественное
Год создания: 1615-1616 гг.
Эпоха/течение: Барокко
Эпизод в Библии:

 

Описание произведения

 

     Победа над Голиафом стала первым деянием юного Давида после его помазания пророком Самуилом на царствование в Израиле. Это подвиг прославил Давида как героя и сделал его любимым в народе.
     Произошло это события во время длительного противостояния войск израильтян и филистимлян, не решавшихся перейти к битве. Ежедневно богатырь Голиаф вызывал на поединок желающих, обещая, что исход поединка решит и исход войны дух народов. При этом филистимлянин насмехался над противником и поносил Бога Израилева. Давид по причине юного возраста не участвовал в походе. Он пришел в лагерь проведать братьев и, услышав хулу филистимлянина, возмутился духом. Спросив разрешения у царя, Давид выступить против обидчика и победил его, отрубив голову богатыря его же мечом. 
       "Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства" (1 Цар.18:6-8).
      Этот библейский сюжет часто встречается в религиозной живописи, как пример помощи Божией праведнику. Джованни Ланфранко в своем произведении, иллюстрирующем этот библейский эпизод, сделал акцент на контрасте двух фигур - Давида и Голиафа. Давид изображен в центре произведения. Художник показал его безбородым юношей с нежными чертами лица. Линии тела плавные, а кожа светится нежным цветом юности. Наклонив голову, Давид с улыбкой смотрит на поверженного врага, при этом его лицо выражает кротость и радость от свершившегося правосудия Божия. Правой рукой юноша держит за прядь волос отрубленную голову огромного размера. Трофей так велик, что Давид не мог бы нести его обычным образом, поэтому тащит голову волоком по земле. Ракурс головы Давида и Голиафа примерно одинаков, что наводит на мысль сравнить этих двух воинов: один это физический великан, другой - богатырь духа. Результат битвы подчеркивает превосходство духовного над материальным. Красный цвет туники Давида говорит о его царском достоинстве.
      На втором плане художник изобразил гористый пейзаж с отдельными строениями и рощами. На одной из лужаек лежит обезглавленное тело, окруженное торжествующими евреями. Маленькие фигурки людей подчеркивают огромность Голиафа, которая вызывает восхищение храбростью неопытного юноши, не побоявшемуся с ним сразиться.

 

История создания

 

     Картина Джованни Ланфранко «Давид с головой Голиафа» написана в 1615-1616 году. Несколькими годами ранее художник вернулся в Рим. В это время он старался сделать себе имя и боролся за лучшие заказы, показывая в своих работах высший уровень мастерства и понимание библейской истории. 

 

Отношение автора к вере

 

     Джованни Ланфранко был крещен в Католической Церкви. Биографы отмечают, что художник серьезно относился к вопросам религии и духовной жизни. Большинство своих работ Ланфранко написал для храмов и монастырей. Осознанность сюжета и вдохновение высшими идеалами сделали Джованни знаменитым в его фресках и алтарных картинах. Живописец создавал свои произведения в стиле барокко, отражающем прежде всего религиозную напряженность эпохи. Этот стиль был принят в  Католической Церкви, чтобы вновь заявить о себе после протестантской Реформации. Талант художника ценили духовные лица высокого ранга, Ланфранко покровительствовали папа Павел V и папа Урбан VIII.
       Последней работой мастера стали росписи капеллы «Сан Карло Катинари». Джованни Ланфранко умер в возрасте 65 лет 29 ноября 1647 года в Риме и был похоронен на следующий день в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.

 

Биография

 

     Джованни Гаспаре Ланфранко родился в городе Парма в 26 января 1582 году. Он был третьим сыном Стефано и Корнелии Ланфранки. В детстве его отдали в дом графа Орацио Скотти в качестве пажа. Рано обнаружившийся талант к рисованию позволил ему начать обучение у болонского художника  Агостино Карраччи. Когда Агостино умер в 1602 году Ланфранко перешел в римскую мастерскую Аннибале Карраччи, которому помогал в росписи палаццо Фарнезе.
     После смерти Аннибале Карраччи в 1609 году, Ланфранко вернулся в свою родную Парму на два года. Там он встретил Бартоломео Щедони и расписал алтарь для церкви Всех Святых. Ланфранко также создавал картины и алтари в Орвието, Валлерано, Леонесса и Фермо. В Парме на художника произвели большое впечатление купольные композиции, выполненные Корреджо.
     После своего возвращения в Рим в 1612 году, Ланфранко вместе с другими учениками Карраччи - Рени, Альбани и Доменикино - соревновался за римское покровительство. Рени вскоре отправился в Неаполь, а затем в Болонью. В течение следующего десятилетия (1620-х годов), Ланфранко и Доменикино боролись за основные заказы на фрески. Из картин Ланфранко этого периода следует отметить "Экстаз св. Маргариты Кортонской" (1622 г., Флоренция, палаццо Питти).
     В Риме художник украсил фресками палаццо Маттеи, Костагути и Боргезе (1624–1625 гг.); в этих росписях он изобразил веселых беспечных богов и нимф в архитектурном обрамлении, с карнизами, поддерживаемыми кариатидами. Одно из самых известных произведений Ланфранко – иллюзионистическая роспись купола церкви Сант-Андреа-делла-Валле (1625–1628 гг.), исполненная в духе Корреджо. В ней представлено видение небесных сил и ангелов, парящих вокруг воскресшего Христа. Эта композиция, наполненная светом и воздухом, скользящими тенями и бурным движением фигур, возвестила триумф зрелого барокко в Риме. Между 1633 и 1645 годами Ланфранко украсил фресками, написанными в иллюзионистическом стиле, несколько неаполитанских церквей: он расписал купол церкви Джезу-Нуово, неф и хор церкви Сан-Мартино и купол капеллы Сан-Дженнаро в соборе, где повторил роспись Сант-Андреа-делла-Валле. Считается, что растущая популярность и обилие заказов привело к тому, что Ланфранко стал писать свои картины в небрежной, выхолощенной манере.
      Новая трактовка света, атмосферных эффектов и движения у Ланфранко пришла на смену четким формам и жестко ограниченным пространственным структурам более ранних монументальных композиций; в этом его живопись близка романтическому искусству Гверчино. Ланфранко знаменит своими фресками и алтарными картинами. Последней работой Джованни Ланфранко были росписи капеллы «Сан Карло Катинари».
Умер Ланфранко в Риме 29 ноября 1647 года.
      

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий