Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Псалом 16 – молитва Давида. Это молитва человека, находящегося в сильной скорби и отовсюду стесненного врагами. Давид молится Богу, чтобы Он принял его под покров крыльев Своих и избавил от врагов, окруживших его: «Сохрани меня, Господи, как зеницу ока, под кровом крыльев Твоих укрой меня от нечестивых, обижающих меня: враги мои стеснили душу мою. Они заключились в туке своем: уста их говорили высокомерное. Гонители мои ныне окружили меня, глаза свои устремили, чтобы низринуть на землю» (Пс. 16:8-11). Давид часто попадал в опасное положение. Однажды в пустыне Маон Давида почти настиг Саул, и он едва не попал в окружение вблизи горы. Но Господь избавил его – именно в этом время к Саулу прибыл гонец, и царь отправился защищать землю от филистимлян (1 Цар. 23:23-27).
На миниатюре изображена гора, вблизи которой стоит Давид в царской одежде, красном гиматии и синем плаще. Он попал в окружение – его обступили 5 воинов с копьями и щитами. Они не сводят с царя глаз. Подпись недвусмысленно гласит, кто это такие: «врази Давидовы». Священное Писание не сохранило случая, когда Давид был так близко окружен воинами, так что картина не имеет исторического характера, выражая лишь саму трудность жизни Давида в гонении. Возможно, так схематически изображено событие в пустыне Маон.
Исследователи отмечают своеобразную цветовую композицию: ярко-красное одеяние Давида почти сливается со светло-коричневым скальным холмом.
История создания
Киевская Псалтирь получила название по месту создания – городу Киеву. Сведения о создании Киевской Псалтири зафиксированы в самой книге: она написана в 1397 году рукой протодиакона Спиридона по повелению владыки Михаила, который отождествляется со старцем московского Симонова монастыря, некоторое время бывшим епископом в Смоленске.
По мнению украинских искусствоведов Я. П. Запаско, Г. Н. Логвина и П. М. Жолтовского, эта Псалтирь принадлежит киевской школе и свидетельствует о высоком развитии киевского книжного искусства. Однако Г. И. Вздорнов на основании лингвистического анализа и сравнения с другими книжными памятниками утверждает, что писец Спиридон прибыл в Киев из Московской Руси.
Протодиакон Спиридон намеренно оставил в рукописи широкие поля – она подлежала иллюстрированию. По датировке В. В. Майкова, работа над рукописью была начата в 1389 году, при первом посещении Киева еп. Михаилом Смоленским, однако Г. И. Вздорнов считает, что на переписывание текста требовалось не более 5 месяцев, а на иллюстрирование – больший срок, но не такой длительный, как 8 лет. Условно миниатюры Киевской Псалтири датируются 1397 годом.
Подавляющее большинство сюжетов Киевской Псалтири художники воссоздавали по греческим иллюстрированным Псалтирям, однако непосредственного прототипа найти не удалось (ближе всего по содержанию Балтиморская Псалтирь, возможно, имевшая общий с Киевской источник). Художники почти точно скопировали иллюстрации греческой рукописи XI века, но в то же время ощущается и творческая работа мастеров при выборе художественных средств. Благодаря качеству исполнения искусствоведы относят Киевскую Псалтирь к одной из лучших древнерусских рукописных книг.
Всего было создано 306 иллюстраций, из них сохранилось 303.
Хотя Киевская Псалтирь была отреставрирована в 1963 году, химические реактивы при этом не применялись – были оставлены оригинальные краски миниатюр.
Отношение автора к вере
Хотя история не сохранила непосредственных свидетельств авторов о вере, об их отношении к вере можно судить на основании общих закономерностей в иллюстрировании Псалтири.
Псалтирь – одна из наиболее востребованных богослужебных книг, выражающих личный опыт Богообщения, она выражает и радость, и скорбь, и твердое упование на Бога, и желание возмездия врагам, и покаяние в личных грехах, и вся она пронизана убеждением об абсолютной зависимости жизни человека от Бога. Псалмы являются неотъемлемой частью большинства богослужений. Кроме того, для христианина Псалтирь – пророческая книга, в которой предсказываются и прообразуются события из жизни Иисуса Христа и Богородицы. Вследствие этого Псалтирь стала востребованной всеми слоями общества, и каждый художник заботился о том, чтобы достойнее всего оформить книгу, утоляющую духовный голод человека, и подчеркнуть её значение. И у авторов Киевской Псалтири мы находим множество иллюстраций людей в молитвенных позах, изображений экзегетического и назидательного характера. Благоговейная верность устоявшимся канонам сочетается с выдающимся мастерством в применении художественных средств, вниманием к мельчайшим деталям и приданием чувства торжественности.
В зависимости от взглядов художника и заказчика, выделяют три системы сюжетов миниатюр: «историческую» - события из истории псалмопевца Давида и еврейского народа; «толково-прообразовательную» - Псалтирь понимается через призму Нового Завета, поэтому сюжеты соответствуют истории Новозаветной Церкви, имеют более ярко выраженный православно-догматический характер; и «смешанную». Как и большинство славянских рукописей, Киевская Псалтирь относится к
«смешанной» традиции с большим перевесом толковых иллюстраций. Авторы выражают мысль, что история ветхозаветных царств имеет не столько самостоятельное значение, сколько служит приуготовлением и прообразом Нового Завета.
Авторы иллюстраций показывают себя верными сторонниками византийской традиции экзегезы, причём толкование горы Божией Пс. 67:16, как прообраза Богородицы и сближение её с несекомой горой из пророчества Даниила показывает духовную связь авторов с экзегетической традицией, ярко проявившейся в трудах церковных песнотворцев VIII-IX веков. Одним из литературных источников также является «Повесть о Варлааме и Иоасафе» прп. Иоанна Дамаскина. Непосредственными предшественниками мастеров Киевской Псалтири являются авторы греческих лицевых Псалтирей, и святоотеческую экзегетическую традицию русские мастера восприняли через греческие миниатюры.
Биография
Хотя до нас не дошли даже имена авторов, по особенностям их иллюстраций можно предположительно восстановить некоторые детали их биографии.
В Псалтири выделяются два художественных почерка. Это свидетельствует, что над изображениями трудились главный мастер и его помощник. Хотя некоторые исследователи считали, что мастер был греком, а иногда даже отождествляли его с Феофаном Греком, характерные особенности их надписей показывают, что греческий язык не был для них родным, а по происхождению они были славянами, скорее всего, русскими: язык их надписей имеет характерные для древнерусского языка особенности с небольшим южнославянским влиянием.
Главный мастер обучался в одной из греческих школ, что явно из его знания византийского искусства. Можно с уверенностью сказать, что он был одним из лучших иллюстраторов того времени. Исследователи отмечают виртуозный характер стиля мастера – судя по миниатюрам, он обладал значительным опытом: он удачно решил сложную композиционную задачу, прекрасно осознавал отличие миниатюрной живописи от станковой живописи и иконописи. Изображения отличаются изяществом форм и линий, художник легко передаёт сцены движения, искусно выбирает цвета и отображает светотень даже на мелких изображениях. Он проиллюстрировал примерно 4/5 книги.
Второй художник столь же старателен, однако по сравнению с главным мастером он не в той же степени владеет цветопередачей, его палитра более тускла.
Так как художники и писец могли работать независимо друг от друга, нельзя исключать ни того, что мастера работали параллельно с пребывавшим в 1396-1397 гг. в Киеве писцом Спиридоном, ни того, что они остались в Киеве после отъезда Спиридона в Москву.
Автор текста: Бурцев Дмитрий.