«Давид и Ионафан» - Рембрандт Харменс ван Рейн

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Давид и Ионафан»
«Давид и Ионафан»
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: «Давид и Ионафан»
Жанр: Художественное
Год создания: 1642 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

Описание произведения

           «Давид и Ионафан» – работа знаменитого Рембрандта ван Рейна, которая представляет собой сюжет из Ветхого Завета. Сын царя Израиля Ионафан был близким другом Давида, несмотря на противостояние, существовавшее между его отцом Саулом и Божьим помазанником. Саул опасался, что Давид желает занять трон, а потому преследовал его с намерением лишить жизни. Ионафан, узнав о коварных планах отца, решил поставить в известность своего друга, которого он так любил. 

Художник изобразил прощание Давида с Ионафаном. Грустная и трогательная сцена разворачивается перед зрителем: виднеющиеся вдали очертания города служат фоном для основного действия. Царского сына легко узнать по роскошным, расшитым золотыми нитями одеяниям. Он поддерживает прильнувшего к его груди Давида, чьё отчаяние умело передано мастером: даже со спины, не видя лица, можно почувствовать, сколь нелегко было ему прощаться с Ионафаном. Тревога и беспокойство за свою жизнь охватили юношу, не сдерживая рыданий, он находит утешение в объятиях друга. Ионафан старается сохранять спокойствие, однако, видно, как глубоко он опечален, потому как «любил его, как свою душу» (1 Цар.20:17). Любовь и сострадание являются главной темой произведения Рембрандта, он продемонстрировал, насколько искренними могут быть человеческие отношения, а преданность и доверие сохраняются, несмотря на испытания.

История создания

           Картина была создана мастером в 1642 году. На сегодняшний день известно, что ей предшествовали многочисленные рисунки Рембрандта, изображающие сцену с Давидом и Ионафаном. Произведения художника отличаются выразительностью чувств и эмоций персонажей, это прослеживается и в данной работе. Она была написана после того, как ушла из жизни супруга Рембрандта, которую тот искренне любил. Поэтому экспрессия, как явная, так и скрытая, присутсвует на его полотнах того времени.

           В 1716 году картину приобрел Пётр I. В России она неоднократно выставлялась под различными названиями: «Возвращение блудного сына», «Примирение Исава и Иакова», «Примирение Давида с Авессаломом». И лишь в 1925 году было окончательно установлено, что работа является иллюстрацией сцены прощания Давида с Ионафаном, на что указывает колчан со стрелами, которыми Ионафан подавал сигнал своему другу. Выполненное маслом по дереву, замечательное произведение Рембрандта в настоящее время хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Отношение автора к вере

            Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы приобрели известность далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых было написано немало, передают глубинные переживания самого автора. Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере, так же, как и его первый лейденский учитель живописи - Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника. Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в самых непростых сценах из Писания, заимствованных мастером, он ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине "Возвращение блудного сына"). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего художественное творчество как средство выражения своих религиозных воззрений.

Биография

Будущий великий художник, полное имя которого Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в семье богатого мельника в Голландии. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей. 

Получив сначала образование в Латинской школе, а затем поступив в Лейденский университет, юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22-м годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене, Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве. 

30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета деятельности Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Столь яркая и насыщенная жизнь продолжалась вплоть до смерти новорожденных детей и впоследствии жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния. 

В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а тремя годами позже объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.

Автор текста: Татьяна Абрамова.



Оставить комментарий