yandex

Давид - Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Давид
Давид
Автор: Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди)
Местонахождение: Национальный музей Барджелло, Флоренция, Италия
Произведение: Давид
Жанр: Статуя
Год создания: 1430 – 1440 гг.
Эпоха: Раннее Возрождение, библейский сюжет
Эпизод в Библии:

Описание произведения

 Бронзовая статуя Давида была создана великим Донателло в 1430-х годах, предположительно, по заказу Козимо Медичи. Сейчас этот скульптурный шедевр эпохи Кватроченто находится в Национальном музее Барджелло во Флоренции. Копии произведения экспонируются в музеях по всему миру. 

Статуя изображает юного Давида – по Библии, он тогда был простым пастухом, принёсшим своим братьям-воинам еду на поле сражения. Однако услышав богохульства врага, гиганта-филистимлянина Голиафа, захотел сразиться с ним. – «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которых ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и отдам труп твой и трупы войска филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог во Израиле. И узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь». Первый же камень, пущенный Давидом из пращи, смертельно ранил непобедимого доселе Голиафа прямо в лоб. 

Давид изображён обнажённым – на нём только пастушья шляпа с венком и сандалии с поножами. Фигура юноши, почти мальчика, изящная и гибкая. Поза – свободная, с упором на правую ногу. Левая стопа покоится на отсечённой им голове поверженного Голиафа. В правой руке Давида – меч, остриём упирающийся в землю, в левой – камень для пращи, которым, очевидно, он и сразил филистимлянина-гиганта. 

 Образ Давида, созданный Донателло, далёк от канонического – в нём нет ничего воинственного и даже мужественного. Лицо юноши с лукавой улыбкой на губах, обрамлённое длинными локонами, спускающимися из-под шляпки, выражает превосходство, но взгляд потуплен. Он, конечно, понимает, что был только оружием в руках Господа, но всё же – для этого был избран из многих.

Пластике Донателло, испытавшей сильное влияние античного искусства, присуща наполненность глубоким смыслом, гуманистическое совершенство форм и внутренняя экспрессия. Произведения мастера навсегда остаются шедеврами итальянского Возрождения и эталоном высокого искусства. 

История создания

Бронзовую статую Давида Донателло создал, предположительно, в период между 1430 и 1440 годами, по заказу Козимо Медичи, герцога Флоренции. Первоначально скульптура была размещена в Палаццо Медичи, а в 1495 году, после изгнания герцога, она была перенесена в Палаццо Веккьо. C 1738 (по некоторым данным – с 1777) года «Давид» находился в галерее Уффици. В 1865 году, после основания Национального музея Барджелло, статуя Давида заняла место в его экспозиции.

Историк итальянского искусства Джорджо Вазари даёт описание  пьедестала статуи, автором которого был Дезидерио да Сеттиньяно: «В юности он сделал для Донато пьедестал Давида, находящегося во дворце герцога флорентийского; на этом пьедестале он прекрасно сделал из мрамора несколько гарпий, а из бронзы несколько виноградных лоз, очень изящных и хорошо задуманных». Существуют и документальные свидетельства о надписи на пьедестале: «Побеждает тот, кто сражается за отечество. Господь сокрушает гнев могущественного врага. Мальчик одолел страшного тирана. Торжествуйте, граждане!». Сам пьедестал не сохранился.

Отношение автора к вере

Сведения о личной жизни Донателло и чертах его характера крайне скудны. Об отношении мастера к вопросам религии можно судить лишь опосредованно – по его произведениям. Большинство скульптурных композиций Донателло изображают Библейских героев и сюжеты обоих Заветов. Безусловно, величайший мастер эпохи Возрождения, был человеком верующим. В своих статуях и рельефных композициях Донателло наделяет Святых человеческими чертами, живыми и естественными. Например, скульптуры Пророков Марка и Иоанна, из раннего периода своего творчества (начало XV века).

В поздних работах мастера усиливаются драматические ноты, например, в деревянной статуе Марии Магдалины (середина XV века) прослеживается возвращение к мотивам готики для более выразительной передачи внутренней экспрессии образа. Его рельефы на тему «Страстей Христовых» изображают мистические преображения Иисуса. Пластика фигур, их жесты отражают всю гамму душевных порывов – от отчаяния до неистовства. В последнем периоде своего творчества, Донателло через Библейские сюжеты раскрывает темы страдания, покаяния и отрешенности от земных страстей.

Биография 

Итальянский скульптор Донателло (Donatello) творил в эпоху раннего Возрождения. Донателло (уменьшительно-ласкательная форма) от Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolo di Betto Bardi) предположительно родился во Флоренции или в ее окрестностях в 1386 году. Его отец занимался переработкой шерсти, что давало семье неплохой доход, и мечтал передать дело сыну. Юный Донателло же был склонен к творчеству, обладал художественным вкусом и выдающимися способностями. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком. Мальчик, после смерти отца, остался с матерью, и вынужден был с юных лет самостоятельно зарабатывать на жизнь. 

Будущий знаменитый скульптор обучался ювелирному делу в мастерской, принадлежавшей известному флорентийскому художнику и скульптору, Биччи ди Лоренцо. Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие работы. Ювелирное искусство в те времена было признано наравне со скульптурой, архитектурой и живописью. Мастера-ювелиры создавали декор флорентийского Кафедрального собора (Дуомо). Обучение Донателло ювелирному искусству оплачивал его покровитель, банкир и меценат, Мартелли. 

Своё художественное образование Донателло продолжил уже в Риме, отправившись туда в 1404 году вместе с лучшим другом Филиппо Брунеллески. Его учителем стал выдающийся скульптор, архитектор, историк, непревзойдённый мастер рельефных работ Лоренцо Гиберти. Природное трудолюбие и талант Донателло, наравне с привитыми ему во время обучения навыками, явили миру замечательные скульптуры из мрамора, дерева и бронзы, прославившие своего автора на века. В 1412 году Донателло был принят в гильдию Святого Луки как «скульптор и золотых дел мастер». 

Вернувшись из Рима во Флоренцию, мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, завоевал признание и уважение современников. Донателло старался не упускать ни одного предложения, искусство было единственной его страстью. Он не стяжал богатства. В мастерской художника висела корзина, где хранились деньги, полученные за работу, и любой из его учеников мог взять оттуда нужную сумму. 

Донателло много путешествовал. Он создавал свои шедевры не только в Венеции и Риме, но и в Пизе, Сиене, Падуе и многих других городах Италии. О его личной жизни сохранилось мало сведений, он не оставил наследников. Умер мастер в 1466 году, в 80-летнем возрасте. Перед своей кончиной он пребывал в затруднительном материальном положении, тяжело и долго болел. Донателло был погребён, с подобающими великому скульптору почестями, в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo), самом большом храме Флоренции, украшенном его гениальными творениями. 


                                                            Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий