Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
На гравюре Густава Доре изображен эпизод ветхозаветной истории, который связан с Иосифом, любимым сыном патриарха Иакова. У Иакова было 12 сыновей, но только два - Иосиф и Вениамин - были отрадою его отцовского сердца. С раннего возраста Иосиф познал истинного живого Бога и уверовал в Него всем своим существом. Видя чистое и честное сердце сына, его благоразумие и послушание, Иаков любил его больше всех своих детей, что стало причиной глубокой зависти братьев. В дальнейшем Иосифу пришлось многое претерпеть из-за их ненависти. Так, однажды братья решили погубить его, но вместо убийства продали мальчика в рабство: «Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушалисьи, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели Иосифа в Египет» (Быт.37:27-28). Именно этот эпизод изображает Доре на своей гравюре.
В центре картины мы видим юного Иосифа, которого грубо хватает за светлую, словно излучающую свет, одежду египетский рабовладелец, увлекая вслед за собой. Другой рабовладелец держит под уздцы верблюда, на котором, очевидно, восседает наложница. Юноша растерянно смотрит вслед своим братьям, которые с ледяным равнодушием провожают его взглядом. На наших глазах совершается преступление, не случайно на фигуры братьев не падает свет, что является метафорой погруженности их в духовную тьму. На заднем плане мы также видим братьев Иосифа, которые смотрят, какую выгоду они получили за продажу своего брата.
Художник, тщательно изучивший бытовые особенности ветхозаветной эпохи, в деталях изображает внешний облик героев и саму обстановку, что придает сцене реалистичность.
История создания
Гюстав Доре создал сотни изысканных иллюстраций к сюжетам библейских рассказов. Его иллюстрации использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе ХІХ века, а позже в странах Северной и Южной Америки. Основная работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работоспособность Гюстава удивляла даже его близких. Художник Бурделен, приятель Доре, вспоминал, как тот, переходя от одного наброска к другому, за одно утро создал не менее 20 картин.
Благодаря реализму своего стиля Доре дал вторую жизнь этим рассказам, описывающим события Священного Писания. В иллюстрациях Доре библейские герои и места событий выглядят правдоподобно и неподдельно. Опосредованное влияние барокко объясняет стремление Доре охватить сцену, грандиозное, развертывающееся перед зрителем действо целиком.
Для библейских сцен Гюстава Доре необходима иллюзия не только объема, но и пространственной глубины. Он часто вводит широкие пейзажные планы в гравюрах Ветхого Завета. Доре подчеркивает глубину пространства, применяя свето-воздушную перспективу, используя прием чередования освещенных и затемненных участков.
В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 г. французский издательский дом «Alfred Mane et fils» выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством «Cassell, Petter and Galpin». С 1866 г. по 1870 г. Библия выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г издательством Маврикия Осиповича Вольфа.
Отношения автора к вере
О личной жизни Гюстава Доре нет исчерпывающих сведений. Известно, что он был верующим католиком, а о его личности и нравственных качествах, по которым и можно судить о человеке, свидетельствуют его современники, отмечая огромное жизнелюбие, неутомимую энергию и творческий героизм художника. Очевидно, что еще с рождения мальчик был отмечен Богом выдающимся талантом, так как, не имея профессионального образования в столь сложной сфере, Доре удавалось создавать работы, буквально поражающие окружающих. Очевидно, Гюстав чувствовал это избранничество и в полной мере использовал свой дар, проповедуя живописными средствами вечные истины.
Еще одной особенностью творчества Доре была его универсальность. Он одинаково тщательно и вдохновенно мог рисовать сатирические картинки для газеты, оформлять детские книги, иллюстрировать религиозную и философскую литературу. «Фантастичность, разнообразие... замечательная живописность пейзажей, служащих фоном для библейских иллюстраций Гюстава Доре, свидетельствуют... о богатом и легком воображении этого художника, главные же действующие лица этих сцен всегда отличаются академичностью» — так писал о Доре художественный критик Владимир Васильевич Стасов в работе «Искусство XIX века». Действительно гравюры Гюстава Доре легко узнаются - все детали выполнены художником с необыкновенной реалистичностью, точностью и мастерством.
В целом судьба художника не имела сложных крутых поворотов, будучи истинным христианином, Доре много трудился, был честен с собой и людьми, за что имел в уже в земной жизни большую награду.
Биография
Поль Гюстав Доре - выдающийся представитель европейского искусства второй половины XIX века, занимающий исключительное место в мировой истории иллюстрации.
Родился в семье строителя мостов Пьера-Луи-Христофора Доре́. С раннего детства поражал окружающих мастерством рисунка. Спустя некоторое время, в 1841 году семья художника перебирается в Бур. Этот переезд оказал огромное влияние на всю художественную деятельность Доре. В 1847 году Доре переезжает в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. Затем молодой художник отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Филипону с серией рисунков подвигов Геракла и зачисляется сотрудником. В конце этого же года был опубликован альбом литографий «Подвиги Геркулеса», в котором указывалось, что их автор— пятнадцатилетний художник, выполнивший их без учителя и не имея классического образования.
Известно, что художник делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полдень — живописи, вечер — снова графике. Доре так и не получил художественного образования, но проводил время в Лувре и Национальной библиотеке, изучая картины и гравюры.
В 1848 году художник становится участником салона, где выставляет свои работы. В 1853 году иллюстрировал Байрона; в том же году увидела свет Библия в переводе Людвига Филиппсона с иллюстрациями Доре..
В 1854 году, в связи с разразившейся Крымской войной, выходит его первая самостоятельная книга-альбом «История Святой Руси»— антирусский военный памфлет В 1854 году также появляются иллюстрации к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» и выходит альбом литографий «Парижский зверинец» (гротескные зарисовки парижского быта). В 1855 году вышли в свет рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. В 1858 году работал в театре Буфф-Паризьен над декорационным оформлением премьеры оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду».
1860-е годы принесли миру иллюстрации к «Аду» и «Раю» Данте, к сказкам Шарля Перро, к приключениям барона Мюнхгаузена и Дон Кихоту. В 1867 году в Лондоне была проведена выставка произведений французского художника.
В 1870-х годах Доре выполнил цикл гравюр «Версаль и Париж», а также оформил издание по истории Испании.
В 1874—1879 году нарисовал 87 иллюстраций к трехтомному изданию «Божественной комедии» Данте, вышедшему в издательстве «Вольф».
Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в его графических работах. Художник ушел из жизни в 1833 г. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Автор текста: Орлатых Евгения.