Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Книга Бытия рассказывает, как после грехопадения первых людей и изгнания их из рая, умножался грех на земле. Старший сын Адама и Евы, первенец Каин, взрастил в себе зависть и злобу к своему брату Авелю, и убил его.
"Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его" (Быт. 4:3-5). "И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его" (Быт. 4:8).
Картина Якопо Пальма Младшего показывает момент, когда Каин покушается на жизнь своего брата. Авель показан упавшим на спину, руками он пытается защитится от агрессии. Жесты его слабы и нерешительны, как у человека не осознающего серьезности угрозы. Художник изобразил его кожу более белой, подчеркивая таким образом светлую душу праведника.
Каин показан с толстой дубиной в руке грозно склонившимся над своей жертвой. Одежду братьев составляет лишь набедренная повязка, означающая простоту их жизни и комфортную среду обитания, не требующую защиты в виде одежды. Действие сюжета художник поместил на поле, на краю которого виден лес. Среди поля стоит жертвенник, от которого поднимаются клубы темного дыма, символизирующего нечистоту жертвы Каина.
История создания
Картина "Братоубийство Каина" написана Якопо Пальма Младшим в 1603 году. В этот период художник становится одним из ведущих живописцев Венеции. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику, что отражает вкусы его современников. Изучение этой темы, позволило живописцу найти новые приемы для раскрытия евангельских сюжетов.
Отношение автора к вере
Якопо Пальма Младший родился в Венеции XVI века, на территории которой единственным вероисповеданием была Католическая вера. Нет документальных свидетельств о его крещении или участии в приходской жизни. Но поскольку в те времена, оставаться в стороне от церковной жизни было невозможно, то естественным выводом будет считать художника принадлежащим к Римской католической Церкви.
На протяжении своей творческой жизни, Пальма Младший по преимуществу писал религиозные полотна или аллегорические картины нравственного толка. Он много потрудился для украшения церквей и монастырей, вдумчиво и ответственно подходя к иллюстрации библейских сюжетов. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику, что можно объяснить вкусами заказчиков и модой того времени.
Общеизвестным фактом является история о том, как Пальма Младший дописал "Пьету" своего учителя, скоропостижно скончавшегося Тициана. К изображению он добавил подпись: "Что не закончил Тициан, Пальма с почтением завершил, посвящая работу Господу Богу". Последние слова этой фразы раскрывают отношение живописца к своему труду, а также искренность его веры.
Биография
Джакомо Негретти (Якопо Пальма Младший) родился в Венеции около 1544 (по другим данным 1548) года. Он приходился внучатым племянником знаменитому художнику Высокого Возрождения Пальма Веккьо ("Старая Пальма"). Обучаться живописи Якопо начал у своего отца Антонио Негретти, второстепенного художника, который имел довольно успешную мастерскую. Несмотря на это, Пальма Младший был практически самоучкой.
В 1567 году Гвидобальдо II делла Ровере , герцог Урбино оказал покровительство таланту Пальмы, отправив его в Рим и поддерживал его в течение нескольких лет (примерно до 1572 года). Здесь Якопо оттачивал свой стиль, изучая творения Рафаэля, Микеланджело и Караваджо.
Вернувшись в Венецию, Пальма Младший стал учеником Тициана. Одновременно Якопо испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Джорджо Вазари описывает один факт, говорящий о уровне мастерства Пальмы Младшего. Его учитель Тициан, умер внезапно, во время эпидемии чумы, не успев завершить свое последнее произведение "Пьета" (Оплакивание Христа). Якопо довершил его труд, дописав летящего ангела со свечой и каменную кладку вверху картины.
Первый крупный заказ Пальмы Младшего состоялся после пожара 1577 года в Дворце дожей. Над его украшением он работал вместе с Веронезе и Тинторетто, написав три сцены в большом зале совета.
Самые известные работы художника: "Автопортрет" (Пинакотека Брера, Милан) и "Голова старика" (Пинакотека Брера, Милан), которую ранее приписывали кисти Якопо Бассано, а также великолепный портрет Папы Пия V, выполненный по заказу графов Белланти. С 1580 по 1590 год Пальма Младший писал циклы больших полотен для ризницы Сан-Джакомо далл'Орио, церкви иезуитов Скуола Джованни Евангелиста, Оратория Крочифери. Лучшей работой живописца считается "Христос на руках Пресвятой Девы".
Джовани Пальма имел свою собственную большую мастерскую, в которой создавались религиозные и аллегорические картины. Вышедшие оттуда многочисленные полотна, можно встретить по всей территории Венецианской республики. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику. После смерти Тинторетто в 1594 году он стал одним из ведущих живописцев Венеции, одним из последних представителей венецианского Чинквеченто.
Умер художник 14 октября 1628 года. Он был похоронен в Базилике Сан-Джованни и Паоло, традиционном месте захоронения дожей.
Автор текста: Северинова Ольга.