Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Виктор Михайлович Васнецов в своей работе «Бог Саваоф» использовал не совсем типичный для православной религиозной живописи сюжет, а именно – изображение Бога-Отца, Творца и Вседержителя. Его образ встречается на полотнах гораздо реже, чем образ Христа и Богородицы. Художник на холсте размером 135 х 250 см с помощью масляных красок воссоздал Его лик так, как он себе его представлял.
Васнецов изобразил Бога в центре картины, в окружении херувимов и серафимов, которые являют собой наиболее приближенных к Создателю ангелов, служащих Ему и непрестанно Его прославляющих. Бог-Отец – седовласый старец – восседает на Своем небесном престоле. Он кажется несколько уставшим после сотворения Им целого мира и всего живого, что наполняет Землю. Взгляд Всемогущего обращен куда-то вдаль и, возможно, в глубину Самого Себя, поскольку Он есть начало и конец. Белые сияющие одежды на Нём, нимб над головой и сияющая звезда Давида свидетельствуют о бесконечной мудрости и святости Творца.
Несмотря на видимую утомленность, Господь доволен всем, что Он создал, и теперь отдыхает от трудов, заботливо и нежно поддерживаемый серафимами с огненными крыльями.
На заднем плане темно-синее, местами фиолетовое небо, освещаемое звёздами: творение Божье столь велико, что человеческому разуму непросто его постигнуть. Картина Виктора Васнецова настолько глубока пространственно и духовно, что невольно возникает желание, подобно ангелам, склониться перед Создателем мироздания и прославить Его святое имя.
История создания
Саваоф – одно из известных нам имен Бога-Отца, неоднократно встречающееся в Писании. В переводе с еврейского оно означает «воинство» (во множественном числе), поэтому принято считать, что Бог Саваоф – это Господь воинств (не земных, а небесных, ангельских). Имея это в виду, Виктор Васнецов окружил Господа на картине множеством ангелов.
Художник начал писать свое творение в 1885 году и лишь в 1896 закончил его. Первоначально это был эскиз для Владимирского собора в Киеве, росписью которого он занимался 11 лет.
Изображение Верховного Творца было запрещено на Руси Большим Московским собором 1666 - 1667 гг. Основной аргумент против воссоздания образа Бога-Отца в иконописи и живописи сводился к тому, что раз Он не имеет телесного воплощения, то Его никто не может видеть таким, какой Он на самом деле. Но, несмотря на это, фигура Создателя постоянно привлекала внимание художников, и Васнецов тоже не обошел стороной Его образ. Живопись для него была одним из способов постижения божественной природы, таким образом, он старался приблизиться к пониманию величия и могущества Вседержителя.
Отношение автора к вере
Имя Виктора Михайловича Васнецова неразрывно связано с русской православной церковью. Мастер родился в глубоко верующей семье, отец его был священником. По словам самого живописца, он «влил в наши души живое неистребимое представление о Живом, действительно сущем Боге!». Так, ещё с самых юных лет в сердце Васнецова был посажен и постепенно всходил росток подлинной веры в Бога.
Главной своей задачей художник видел укрепление православного духа России и прилагал всевозможные усилия для воплощения своей мечты. Ему принадлежит большое количество написанных икон, самая известная из которых, пожалуй, икона святого Сергия Радонежского. Особую глубину духовности и святости православной веры художник видел в написании сюжетов, в центре которых была фигура Спасителя.
Плодотворная религиозная деятельность Виктора Михайловича Васнецова не ограничивалась только живописью. Ему принадлежит проект церкви Спаса Нерукотворного (1881 - 1882 гг.), который он создал, находясь в усадьбе Абрамцево.
Художник чтил Господа и хранил Ему верность в душе на протяжении всего своего творческого пути, подтверждая новозаветные строки о том, что «вера без дел мертва».
Биография
Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926 гг.) – знаменитый русский живописец. Он украсил сокровищницу отечественного искусства своими полотнами на исторические и фольклорные темы.
Родился Васнецов 3 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. В 1858 - 1867 гг. учился в Вятском духовном училище и семинарии.
Первые уроки рисования юноша брал у гимназического учителя Н. Г. Чернышева. После - поступил в Императорскую академию художеств, где был полностью сформирован и отточен его стиль живописца.
Его картины начали экспонироваться во время обучения в академии. Впервые они были представлены в 1869 году в стенах самой академии, позже - в других галереях благодаря сотрудничеству художника с Товариществом передвижных художественных выставок.
Ранний этап творчества Васнецова отмечен исканием сюжетов и мотивов. Круг творческих интересов составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы.
Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной росписи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-на-Крови) в Санкт-Петербурге, храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, особняка И. Е. Цветкова, пристройки главного входа зала к зданию Третьяковской галереи, собора Святого Александра Невского в Москве и других зданий.
В 1893 г. Виктор Михайлович Васнецов был избран действительным членом Императорской академии художеств.
Творческое наследие великого русского художника Васнецова, жизнь которого оборвалась в Москве 23 июля 1926 года, занимает весомое место в истории национального художественного искусства.
Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.