Бегство в Египет - Джентиле да Фабриано

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Бегство в Египет
Бегство в Египет
Автор: Джентиле да Фабриано
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция
Произведение: Бегство в Египет
Жанр: Художественное
Год создания: 1423 г.
Эпоха/течение: Интернациональная готика
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Евангелие от Матфея кратко сообщает о том, как Иосифа во сне посетил Ангел Господень, который повелел ему бежать с Марией и Младенцем в Египет, где находиться до времени. Апокрифы в отличие от канонических текстов раскрывают разные подробности и чудеса, связанные с путешествием в Египет Праведного Иосифа и Марии с Младенцем. Подробное описание этого содержится в Евангелии Псевдо-Матфея, а также в так называемом «Евангелии детства», которое сохранилось на арабском языке. 

Евангелие Псевдо-Матфея сообщает, что Святое Семейство отправилось в дорогу с девушкой (повитухой Саломией) и тремя отроками (детьми Иосифа), в пути произошло несколько интересных событий.

Один раз путники решили сделать привал в расщелине, но из неё вышли грозные драконы, которые усмирились, взглянув на Младенца Христа. Автор апокрифа говорит об исполнении пророчества: «…телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их». (Ис.11:6).

В дороге Мария присела отдохнуть под высокой пальмой. Иосиф хотел накормить Богородицу плодами, растущими на ней. Тогда Иисус повелел пальме наклониться и Мария насытилась. 

Дорога была длинной, но Иисус чудесным образом сократил ее, и Святое Семейство скоро вошло в город Сотин. Однако путешественникам было негде остановиться, и они решили укрыться в Капитолии, где стояло множество идолов. Как только Мария внесла туда Младенца, все идолы упали на землю и разбились. Как доносит Предание, «народ этого города признал Иисуса Христа своим Господом». Святое Семейство находилось в Сотине до того времени, когда ангел возвестил, что умерли «искавшие жизни Младенца».

Арабское Евангелие детства Спасителя наполняет рассказ о пути в Египет другими подробностями.

Когда Святое Семейство вошло в один город, то там произошло землетрясение и свалился со своего пьедестала идол. Путешественники остановились в гостинице, но туда ворвался одержимый нечистым духом сын жреца того храма, где пал идол. Юноша стал покрывать себя пеленами Богомладенца, при этом начали «бесы, в змей и ворон обратившись, изо рта его стремглав выпрыгивать! И тотчас, волею Господа Христа исцелённый, стал этот мальчик Бога славить…»

Эта история, упоминаемая в обоих апокрифах, нашла отражение в богослужебных текстах. В кондаке на Неделю Ваий, есть строфа о том, что «потрясутся от лица Его идолы Египетские». Акафист Пресвятой Богородице содержит слова: «Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша».

Дальше следуя по пустыне, Мария и Иосиф встретились с разбойниками, которым вдруг показалось, что на них надвигается большое войско, и они в страхе убежали. 

Войдя в один город, Мария увидела бесноватую женщину. Она рвала на себе одежды и разрывала цепи, которыми ее удерживали, после чего убегала в пустыню и кидала в людей камни. Мария пожалела страдалицу, после чего бес из нее вышел, а родные излечившейся приняли Марию и Иосифа с величайшим почетом.

Апокриф рассказывает и о том, как «из-за козней проклятого сатаны» онемела одна невеста. В это время в то селение как раз вошло Святое Семейство. Девушка взяла Младенца на руки, «целовала, баюкала и качала», и вдруг обрела речь и слух. 

Взяв на руки Богомладенца, исцелилась и другая женщина, к которой повадился ходить «в змеином облике сатана». После этого, она зачерпнула воды, которой умывали Младенца Христа, и омыла ею свою прокаженную подругу. Девушка исцелилась и стала сопровождать Святое Семейство в пути.

Когда прибыли в следующий город, исцеленная узнала, что у градоначальника родился сын, больной проказой. Девушка рассказала о чуде, что произошло с нею. Тогда родители малыша сделали ароматную воду, на заре искупали в ней Богомладенца, после чего облили ею прокаженного малыша. Мальчик исцелился, а Мария с Иосифом получили богатые дары. 

Далее произошло еще одно чудо. Путешественники встретили трех плачущих женщин, оказалось, что их брат был обращен в мула в день своей свадьбы. Тогда Мария положила Своего Сына на спину животного, а Сама села вместе с женщинами и со слезами принялась просить Его исцелить страдальца. После этого мул вновь стал юношей.

В пустыне Иосиф и Мария встретили двух разбойников, один из которых уговаривал другого отпустить путников с миром. В ответ на его желание, Мария сказала, что Господь отпустит ему за это грехи. Христос же произнес, что через тридцать лет Он будет распят иудеями в Иерусалиме и эти разбойники окажутся там с Ним – одесную и ошую, и этот милостивый разбойник «внидет передо Мною в Царствие Небесное».

Сюжет «Бегство в Египет» распространился в западной иконографии сравнительно поздно, и в нем нередко использовались подробности, заимствованные из апокрифов. Принято считать, что если на картине процессия движется слева направо, то путь Святого Семейства лежит в Египет. Если справа налево – в Иерусалим. Известен также сюжет «Отдых на пути в Египет», когда Мария и Иосиф находятся в покое. 

Джентиле да Фабриано использовал сюжет путешествия в Египет в пределле – невысокой надставке задней части престола в алтаре капеллы флорентийской церкви Санта Тринита. По мнению искусствоведа Виктора Лазарева, в этом творении Джентиле изобразил «уходивший с исторической сцены феодальный мир во всем его блеске…, в ореоле его "рыцарственной романтики"».

Фрагмент алтаря «Бегство в Египет» представляет собой деревянную панель 88×25 см., живопись выполнена темперными красками. Впереди идет босой Иосиф, он опирается на посох. Его взор не обращен к городу, который виднеется вдали, он смотрит, как ступает ослик, везущий свою драгоценную ношу – Богомладенца и Матерь Его. Святое Семейство сопровождают две девушки, которых искусствоведы часто называют служанками. Одна из них держит ведро, у другой в руке плод. Можно предположить, что Джентиле, согласно апокрифу, изобразил исцеленную Младенцем женщину, которая набрала воды для своей прокаженной подруги.

Плод в руках второй женщины напоминает о фрагменте из Евангелия Псевдо-Матфея в котором говорится о пальме, склонившейся, чтобы дать свои плоды Богоматери. Пальму часто изображают на картинах «Бегство в Египет», тем самым соотнося эту дорогу с той, что Он совершил в последние дни своей земной жизни – входя в Иерусалим, осеняемый пальмовыми вайями. На картине девушка держит плод за спиной, что напоминает о самом первом периоде Священной Истории, связывая причину падения человека с Тем, кто являет начало новой жизни. 

Развернутость композиции на плоскости, обилие сияющих красок, элементы стилизации в изображении человеческих фигур соединяются в панели «Бегство в Египет» с пестрой и радостной картиной мира. Она бесконечно разнообразна в своих непосредственно и точно увиденных подробностях — от персонажей шествия, их облика и одежды до превосходно изображенного ослика и пейзажной панорамы с холмами и замками. Замечательна и попытка преодолеть плоскостность композиции, изобразив город, к которому подъезжает Святое Семейство в сложном ракурсе. Искусствоведы полагают, что Джентиле да Фабриано был знаком с франко-бургундской миниатюрой и в этой алтарной композиции видят ее влияние.

История создания.

Алтарь «Поклонение волхвов» является одной из немногих достоверных работ Джентиле да Фабриано. Он был написан по заказу Паллы ди Нофри Строцци, члена известной во Флоренции семьи. Алтарь был заказан для семейной капеллы в сакристии флорентийской церкви Санта Тринита (Святой Троицы). Для основной картины алтаря было выбрано Поклонение волхвов, пределла состоит из трех живописных частей, представляющих «Рождество Христово», «Бегство в Египет» и «Принесение во храм».

Работа над алтарем продолжалась три года и была завершена в 1423 году. Алтарь находился в капелле Строцци до 1810 года, когда был перенесен в Академию. С 1919 года алтарь выставлен в галерее Уффици, во Флоренции, за исключением одной части пределлы, находящейся в Лувре.

Палла Строцци и его сын Лоренцо запечатлены в составе свиты волхвов в основной картине алтаря стоящими за младшим из волхвов. Лоренцо в рыжей меховой шапке, выглядывает из глубины, обращаясь к зрителю, а внимание Палла поглощено сценой поклонения. Его фигура облечена в богатое отороченное мехом одеяние. Сокол — элемент семейного герба Строцци — сидит на его руке. 

Впервые во Флоренции заказчик был изображен художником наравне с остальными персонажами, и эта идея, хотя и в видоизмененной форме, была использована некоторое время спустя семьей Медичи, наиболее влиятельными соперниками Строцци. Столь непосредственное участие заказчика в изображаемой на картине сцене свидетельствует о происшедших переменах в самосознании. В отличие от современников Джентиле да Фабриано, заказчики предшествующего периода отличались большей скромностью. Пышная роскошь, окружающая на картине фигуру Палла Строцци, сама по себе более чем красноречива. Она служит выражением богатства и успеха банкира, который в соответствии с переписью 1427 г. считался одним из наиболее богатых горожан.

Отношение автора к вере.

Творчество Джентиле да Фабриано относят к «осени средневековья» - периода, когда готические традиции достигли своего самого яркого выражения. Сознание средневекового готического художника находилось в полном единстве с религиозным миропониманием всего общества. Готический художник мистическим образом переживал каждую фразу Священного Писания и не вмешивался своим рассуждением в иерархичность Божественного мироустройства. Вера во Иисуса Христа и Божественный промысел была также присуща готическому художнику, как дыхание и другие естественные потребности человека. 

Биография.

Настоящее имя Джентиле да Фабриано — Джентиле ди Никколо ди Джованни Масси. Точное время его рождения не известно, считают, что он появился на свет между 1360 и 1370 годами в Фабриано, в Умбрии. Его считают представителем так называемой "интернациональной готики" в Италии.

Первое упоминание о Джентиле да Фабриано в архивных документах Рима относится к 1408 году, во Флоренции художник был записан в цех врачей и аптекарей в 1422 году, так как в то время мастеров живописи причисляли к этому цеху. Работал также в Венеции (1409), Бреше (1419), Сиене (1421 и 1425), Орвието (1425) и Риме (1427). Умер он в Риме в 1427, где с 1426 до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя. После его смерти, его младший современник и друг Пизанелло, которому Джентиле завещал свои рабочие инструменты, завершил роспись базилики (не сохранилась - фрески уничтожены в 17 веке при перестройке Борромини). По одному из предположений, Джентиле похоронен в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.

Произведения художника в других местах (например, в венецианском Палаццо Дожей) тоже не сохранились. О его даровании можно получить представление только по немногим дошедшим до нас станковым картинам, к одной из которых можно отнести и панель «Бегство в Египет».

Свой путь к известности Джентиле начал родном городе Фабриано, провинция Марке, и там же создал свои первые работы. В его картинах можно разглядеть некоторые черты ломбардской живописи, по которым можно предположить, что художник в начале творческого пути некоторое время пребывал в Ломбардии.

Одна из его первых работ "Мадонна со святым Николаем и святой Екатериной" была задумана, как святое собеседование с тремя музицирующими ангелами среди деревьев сада, она очень напоминает ломбардскую миниатюру. Здесь также дают о себе знать отголоски столь распространенного в станковой живописи «мягкого стиля», ставшего к этому времени интернациональным явлением.

В 1408 году Джентиле посетил Венецию, где создал алтарную композицию, а в 1409 он начинает работать над знаменитой фреской зала Большого Совета Дворца дожей, но ни одна работа не сохранилась до наших дней. Считают, что фреска Дворца дожей сыграла огромную роль в формировании творчества некоторых художников Венето, а особенно, таких как Пизанелло и Джованни Беллини.

В 1425 году, Джентиле приезжает во Флоренцию, где начинает работу над не менее значимым полиптихом для церкви Сан-Никколо Ольтрарно - подписан «Полиптих Кваратези». Сейчас его части разбросаны по многим музеям мира. В центре полиптиха изображена Мадонна с ангелами.

Главные достоинства сохранившихся работ Джентиле — оживленность композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок. Деликатностью моделировки лиц, нежной бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает фра Беато Анджелико. Предполагается, что фра Анжелико мог быть учеником да Фабриано.

В искусстве художника сочетаются присущий североевропейской готике интерес к деталям, декоративность и мягкая сентиментальность, характерная для умбрийской школы. Живопись Джентиле да Фабриано, противоположная Ренессансу по своему духу, оказала решающее воздействие на искусство Северной Италии (в частности, на творчество Якопо Беллини, Пизанелло и Антонио Виварини) и многих мастеров Центральной Италии. Отзвуки стиля Джентиле да Фабриано можно обнаружить во фресках Беноццо Гоццоли в палаццо Медичи во Флоренции и в батальных композициях Паоло Уччелло.

Творчество Джентиле да Фабриано - типичный образец стиля «осени средневековья», для которого характерны утонченная элегантность, нарастание светских тенденций и интерес художника к натуралистическим деталям. Работы мастера можно по праву считать высшим достижением «интернациональной готики», которое по значению можно сравнить только с искусством братьев Лимбургов и ван Эйка, его отличительной чертой было поиск эффектов освещения. Джентиле считался неутомимым путешественником и экспериментатором, который усвоил множество различных живописных традиций.


Составитель текста: Серафима Царан. 


Оставить комментарий