Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Картина Тициана «Бегство в Египет» написана в 1507 году. Художник изобразил путь Святого Семейства из Вифлеема в Египет. Евангелие сообщает нам, что после рождения Христа, пришедшие на поклонения к Нему волхвы, на обратном пути, не рассказали Ироду о месте пребывания Младенца. После чего разгневанный правитель повелел истребить всех младенцев в Вифлееме. В это же время ангел Божий повелел Иосифу удалиться на время в Египет для сохранения жизни. Описание данного событие мы встречаем лишь у евангелиста Матфея (Мф.2:13-15). Причиной тому может быть то, что текст апостола Матфей был обращен к иудейской среде, в которой люди досконально знали Священную историю своего народа. Для евангелиста было очень важно показать связь пророчеств из иудейской истории с событиями из жизни Христа, так пророк Осии пишет: «Из Египта воззвал Я Сына Моего» (Ос.11:1). Святые Отцы пишут о том, что пленение и исход иудеев из Египта является прообразом добровольного ухода Святого семейства в чуждую страну и последующего возвращения из нее. Подобно тому, как младенец Моисей в Ветхом Завете чудесным образом избежал гнева египетского фараона, так и Христос в Новом Завете был спасен от гнева царя Ирода.
На картине мы видим группу путников на фоне тосканского ландшафта. Художник показывает красоту природы родной Италии – холмы, низкие горы, колышущиеся, на ветру кроны деревьев изображены на дальнем плане, а красивые травы, кустарники, цветы помещены на передний план. Зритель попадает в идеальный и гармоничный мир, где олениха не пугается идущих путников, ослик мерно везёт героев, овечки пасутся без пастуха, буйвол стоит покорно и смотрит прямо на зрителя. Природа и животный мир пропитаны тишиной и спокойствием, художник будто стремится передать состояние рая. Господь сошел на землю, и она стала Небом, на время законы природного, животного мира утратили прежнюю силу. Тициан показывает преображенный мир на земле.
Фигуры шествующих людей композиционно смещены влево, правая часть полотна оставляет пространство для продолжения пути. Последовательное размещение фигур друг за другом создает ощущение утомительного и долгого пути, размеренного шага. В центре верхом на ослике сидит Богоматерь с Младенцем. Она по-крестьянски просто привязала к себе Ребенка и сама прижалась к Нему щекой, по-матерински нежно обнимая Его, желая защитить от всех опасностей этого мира. Позади идет Иосиф с посохом на плече, а впереди юноша ведет под уздцы ослика. Критики предполагают, что художник мог изобразить в виде юноши сына Иосифа Иакова Младшего.
Художник показывает путь семьи в чужую страну, как спокойное принятие Божьей воли. Путь Господа преображает природу, животный мир, и все сложности и тревоги долгого и изнурительного пути отходят, зритель видит освященный Божьим присутствием мир.
История создания
Картина Тициана «Бегство и Египет» 1507 г. была заказана венецианским патрицием Андреа Лореданом для его нового дворца на Большом канале.
В XVIII столетии знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и покупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывающая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто.
К сожалению, долгое время картина находилась в таком состоянии, что судить о ее художественных достоинствах можно было с большим трудом. В конце прошлого века было принято решение, что картина нуждается в срочной реставрации и в полном раскрытии. Ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Ирина Артемьева пишет, что с 99-го года полотно находилось в реставрационной лаборатории. Картина прошла полный цикл реставрации, начиная от технической реставрации, от передублирования, замены подрамника. Живопись находилась под многочисленными толстыми слоями лака и последующих чужеродных записей. Было обнаружено, что на картине первоначально была другая композиция, «Поклонению младенцу», где фигуры были гораздо меньшего масштаба, то есть было иным соотношение фигур и пейзажного фона. Первоначально панорамному пейзажу было уделено большое внимание впервые в истории живописи. Реставрация полотна продолжалась около 12 лет, и в 2012 году Михаил Борисович Пиотровский с радостью продемонстрировал итог долгой и кропотливой работы.
Отношение автора к вере
В создании произведений на религиозные темы, Тициан одним из первых среди венецианских и итальянских мастеров стал передавать сложность чувств библейских героев, динамику их состояний. Помимо узнаваемости, они обретали и художественную выразительность.
Творчество и мировоззрение великого художника за долгую жизнь безусловно претерпевали изменения. В первые годы своего творчества он стремился отразить на полотнах гармонию мироздания, благородство и мощь человеческого духа, красоту и совершенство телесной природы человека. Гармоничный окружающий мир и совершенный человек для него были вершиной Божественного творения.
В 50-е годы XVI столетия художник достигает вершины своего мастерства. На картинах мы видим сложные психологические характеры людей, отражены мимолетные движения души, трагизм происходящего, но в тоже время на каждом полотне проступает непоколебимая воля к жизни. В его работах позднего периода доминирует теме страстного цикла из жизни Спасителя – «Снятие с креста» 1559 г., «Несение креста» 1560-е. гг., «Коронование терновым венцом» 1572-1576 гг., «Пьета» 1572-1576 гг. В личной жизни к тому времени художник переживет несколько трагедий. В 1510 году происходит потеря его учителя и наставника Джорджоне, он умирает от чумы, а в 1530 году во время родов второй дочери Лавинии умирает его жена Чечилии Сольдано. Художник всю оставшуюся жизнь проживет один с детьми в доме на берегу с прекрасным садом. В 1550-е годы уйдет из жизни его близкий друг Пьетро Аретино, император Карл V и брат Франческо. Художник находит преодоление страданиям и личным драмам на евангельских страницах, описывающих путь Христа на Голгофу. Последняя его неоконченная работа «Пьета», посвященная страданиям Матери о потери Сына, отражает чувства и переживания художника того времени – в 1576 году он теряет своего сына, а через несколько месяцев не станет и его самого.
Биография
Тициан Вечеллио родился в конце XV века, в городке Пьеве ди Кадоре неподалеку от Венеции. Точной даты рождения не известно до сих порт, иссоедователи называю промежуток от 1476-го до 1490 года. Его родители Грегорио и Луччи Вечеллио были обеспечены, а их родословную можно проследить почти на 250 лет, минувших до рождения Тициана. Отец художника занимал должности начальника народного ополчения и инспектора шахт, где добывали руду. Детей в семье Вечеллио родилось четверо – двое сыновей и две дочери. Достоверных сведений об образования художника мы не имеем, достоверно известно, что он не читал на латинском, знание которого отличало в то время людей хорошо образованных. Письма же за него писали под диктовку.
Примерно в 1500 году отец отослал Тициана для обучения искусству живописи в Венецию. Первоначально обучение происходило в мастерской Себастьяна Цукато, затем у Джентиле Беллини, а в конечном итоге стал учеником брата Дженти – Джованни Беллини. В мастерской Джованни Беллини Тициан подружился Джорджоне. Вместе они стали организаторами общества профессиональных живописцев, а в 1507 году Джорджоне, бывший несколькими годами старше Тициана, открыл собственную мастерскую. Дружба художников оказалась недолгой – в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума. В ранних работах Тициана видны мотивы живописи старшего друга – идиллическое изображение природы, мягкость интонаций. Однако в 1511 году Тициан создал фрески для падуанской оратории Скуола дель Санто на сюжеты о святом Антонии, и в этих работах уже ясно проступает его собственная монументальная манера.
С 1518 года влиятельным покровителем Тициана становится Альфонсо I д'Эсте, герцог Феррары, заказавший художнику несколько мифологических картин. В 1518 году Тициан написал «Приношение Венере», в следующем году – «Вакханалию» и в 1523-м «Вакха и Ариадну» – огромные многофигурные композиции с напряженной динамикой. В те же годы Тициан работал над полиптихом, который заказал епископ Аверольдо для Санти Надзаро-э-Чельсо, церкви в городе Брешиа. Особое восхищение вызвала у современников фигура святого Себастьяна – в ее изображении, как и во всем полиптихе, состоящем из пяти частей, Тициан использовал эффекты ночного освещения, сложный язык поз и ракурсов, движений и жестов.
К тому времени определилась личная жизнь художника – любовь к девушке Чечилии принесла ему двоих сыновей, Орацио и Помпонио, а в 1525 году Тициан женился на матери своих детей. В этот период пишет алтарные образы для церкви Санта Мария Деи Фрари «Мадонна дома Пезаро» (1526 год) и «Убиение мученика Петра» (1528 год) для церкви Санти Джованни-э-Паоло, занявшее в объявленном церковью конкурсе первое место.
В конце 1529 года Тициан уехал в Болонью, чтобы написать портрет прибывшего в Италию императора Священной римской империи – Карла V. Император был от живописца в восторге, и со следующего года Тициан начал писать по его заказам. В 1530 году художник теряет свою супругу, она умирает при родах второй дочери, и Тициан остается жить один со своими детьми на берегу лагуны.
В сороковые годы XVI века Тициан много путешествовал и много работал. В 1545 году Тициан приезжает в Рим, где напишет портрет римского папы Павла III и портреты могущественной семьи Фарнезе. С 1551 года художник работал для венецианских заказчиков все меньше и меньше, предоставив это поле деятельности молодым художникам. Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов.
В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа – «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Маджоре, «Распятие Христа с Мадонной» для неаполитанской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. Все три образа имеют общее в стилистике – Тициан использовал в ночных сценах новую технику живописи, разделение пластики и рисунка при рисовании фигур. Локальность цвета и точность деталей сменились живописью, которую Тициан творил красками, нанося их широкими мазками, а в завершение работы смешивал, растирая пальцами,
Тициан умер 27 августа 1576 года, предположительно от чумы. По некоторым источникам его обнаружили лежащим на полу и сжимающим в руке кисть. На следующий день венецианцы, словно забыв о продолжающейся эпидемии и карантине, торжественно похоронили своего знаменитого соотечественника там, где он и желал, – в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Автор текста: Чердинцева Лидия Николаевна.