Авраам отпускает Агарь и Измаила - Боль Фердинанд

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Авраам отпускает Агарь и Измаила
Авраам отпускает Агарь и Измаила
Автор: Боль Фердинанд
Местонахождение: Музей Альберта и Виктории, Лондон
Произведение: Авраам отпускает Агарь и Измаила
Жанр: Художественное
Год создания: 1640 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

Описание произведения

 

        История Агари содержится в книге Бытия, главах 16 и 21. Агарь была египетской служанкой, принадлежавшей Сарре, которая, будучи бесплодной, отдала Агарь своему мужу Аврааму "в жены", чтобы у него все еще могли быть дети. Она родила сына Измаила. Четырнадцать лет спустя Бог даровал Сарре ребенка. Библейский текст говорит, что Бог повелел Аврааму послушать Сарру и изгнать Агарь и Измаила, обещав произвести и от этого сына великий народ.  "И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее" (Быт. 21:9-14).          
        На картине, иллюстрирующей этот библейский текст, показан момент прощанья. Седобородый Авраам с сочувствием смотрит на женщину, которой предстоит покинуть привычный уклад и отправиться в неизвестность. Протянутая вперед рука патриарха повелевает отправляться в путь, но этот жест мягкий и не категоричный и скорее напоминает благословение покидающих дом.
      Агарь показана сидящей на ослике, к упряжи которого прикреплен сосуд с водой. Художник выделил ее фигуру ярким освещением, тем самым сконцентрировав внимание зрителя на переживаниях этого персонажа. Молодая и привлекательная женщина жалостливо смотрит на Авраама, в последней надежде, что он ещё может переменить свое решение. Белый платок в руке Агари подчеркивает ее переживание.
      Измаил показан в подростковом возрасте, что соответствует библейскому тексту. В такой волнительный и драматичный момент мальчик увлечен понуканием осла. Расстояние между ним и отцом, различие их эмоций передает, что они родственники только по плоти, но не по духу. Колчан со стрелами на бедре мальчика соответствует истории об Измаиле, который "вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука" (Бытие 21:20). Присутствие осла может быть намеком на пророческие слова Господа: "он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих" (Бытие 16:12).
     На сайте музея указано, что исследование рентгеновскими лучами показало перекрашенность пейзажного фона. Первоначально на картине была изображена дневная сцена, что соответствует точному следованию книге Бытия. Арка также является более поздним дополнением.

 

История создания

 

        До 1973 года картина "Авраам отпускает Агарь и Измаила" приписывалась кисти Рембрандта. Однако был обнаружен документ 1671 года, который называет полотно работой ученика Рембрандта. Исследования, закончившиеся к 1989 году идентифицировали картину как "Работу, вероятно, выполненную в мастерской Рембрандта в 1640 году, возможно, Фердинандом Болом".
      Сюжет картины также подвергался пересмотру. В XVIII веке она была описана как "Авраам, отпускающий Агарь и Измаила". С 1966 года она была идентифицирована как "Уход женщины-сунамитянки", исходя из предположения, что женщина на осле та, которая после смерти своего сына отправилась к пророку Елисею просить о помощи (4 Цар. 4:24). Повторное изучение картины, установило что более ранняя идентификация была верна. Картина и композиция во многом соответствуют сценам Авраама, отпускающего Агарь и Измаила, и очень напоминают гравюру Рембрандта на эту тему, подписанную и датированную 1637 годом.

 

Отношение автора к вере

    Во времена жизни Фердинанда Боля Голландия представляла собой протестантское общество. И семья художника принадлежала к этой религиозной конфессии. Существует предположение, что место обучения живописи  - Амстердам - юноша выбрал, чтобы не попасть в чуждую для себя религиозную среду, католическую Италию, куда стремились все молодые художники. Вместе с тем, Боля нельзя упрекнуть в фанатизме, так как его наставник Рембрандт был убежденный католик. Разница во взглядах не помешала их плодотворному сотрудничеству, а по некоторым сведениям и дружбе.
    Особые религиозные убеждения голландцев привели к низкому спросу на картины библейской тематики. Поэтому Боль работал в нескольких жанрах и являлся признанным мастером портрета. Однако, в его послужном списке немало работ и на религиозные темы, что говорит о его интересе к вопросам духовной жизни. Поскольку в протестантизме разрешено самостоятельное толкование Библии, то каждая иллюстрация несет в себе личное восприятие художником священной истории.
    Фердинанд Боль был похоронен по протестантскому обряду в церкви Зейдикерк (Южная Церковь), в которой находится одна из его картин.

 

Биография

     Нидерландский художник, гравёр и рисовальщик Фердинанд Боль родился в Дордрехте 24 июня 1616 года. Его отец Бальтазар Боль был преуспевающим хирургом. Считается, что первым учителем Фердинанда был Якоб Герритс Кейп (1594-1651) выдающийся и разносторонний художник, работавший в Дордрехте. Когда Болю исполнилось двадцать лет, он отказался от обычного для начинающих художников того времени путешествия в Италию и уехал в Амстердам, где поступил в мастерскую Рембрандта, и был его учеником с 1631 по 1635 годы, а потом он работал уже как художник в его мастерской до 1641 года.
     Он был одним из самых талантливых учеников гениального художника, а по некоторым воспоминаниям и его любимцем. Покинул художник знаменитого наставника в начале 1640-х годов, унаследовав после смерти родителей достаточно средств, чтобы начать свое собственное дело.  Первая подписанная и датированная работа Фердинанда Боля появляется в 1642 году. Хотя стиль Боля менялся на протяжении всей карьеры, в его творчестве преобладают те же мотивы, что и у Рембрандта – исторические сюжеты, портреты и трони (модели в экзотических костюмах). В 1649 году художник получил первый крупный заказ на "Групповой портрет четырех регентов амстердамского Дома прокаженных" (Амстердам, Исторический музей), в этой работе впервые ощущается его  индивидуальный стиль. Примерно в 1650 году вкус Боля адаптировался к более "современным" тенденциям: палитра стала светлее, а в фигурах появилось больше благородства и элегантности. Весьма популярный и успешный, Боль получал официальных заказов больше, чем любой другой художник в Амстердаме.
      21 октября 1653 года  Боль женился на Элизабет Делл, чьи семейные связи обеспечили ему престижные заказы. В браке с Элизабет родилось несколько детей, но зрелого возраста достиг только второй сын Элберт.
      В 1655 году он стал главой гильдии живописцев Амстердама. В 1656 году Боль вошел в число художников, которые были выбраны для украшения новой Ратуши, написанная им картина "Пирр и Фабриций" считается одной из лучших работ художника.
     В 1660 году скончалась его жена Элизабет. В 1669 году художник сочетался вторым браком с Анной ван Эркель, вдовой казначея адмиралтейства. Она была настолько богата, что он практически перестал заниматься живописью. В следующие годы Боль занимал административные должности в Доме для прокаженных. В конце своей жизни Боль жил со своим сыном адвокатом Элбертом.
    Умер Фердинанд Боль в Амстердаме 24 августа 1680 года, вскоре после смерти своей второй жены. Он похоронен в протестантской церкви Зейдикерк (Южная Церковь), украшенной одной из его картин. 

Автор текста: Ольга Северинова.


Оставить комментарий