Авраам на пути в Ханаан - Ластман Питер

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Авраам на пути в Ханаан
Авраам на пути в Ханаан
Автор: Ластман Питер
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: Авраам на пути в Ханаан
Жанр: Художественное
Год создания: 1614 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

Описание произведения


Картина «Авраам на пути в Ханаан» была написана голландским художником Питером Ластманом на известный библейский сюжет. Господь Бог заповедал Аврааму покинуть Харран и войти в Ханаанскую землю, которую обещал дать ему и его потомству. На полотне изображён кульминационный момент встречи праведника с Творцом: божественные лучи света, нисходящие с небес, олицетворяют самого Бога. Авраам с трепетом и благодарностью склоняется пред Ним, скрестив руки на груди.

Чуть позади в благоговейном страхе замерли Сарра и Лот. Множество людей, следовавших за семьёй Авраама, также представлены в композиции. Мастер воссоздал сцену всеобщего ликования и поклонения Всевышнему за оказанную милость. Картина пронизана ярким светом, насыщенные краски создают приподнятое настроение.

Питер Ластман всегда отличался реалистичностью изображения, и в этом произведении он показал не только духовную сторону, но и бытовые моменты. Об этом свидетельствуют и корзины с различными предметами, и животные, которых представлено здесь немало. Слева на камне можно увидеть подпись самого автора, “Pietro Lastman”, и число “1614” – год создания произведения.


История создания


«Авраам на пути в Ханаан» Питера Ластмана представлена в собрании Государственного Эрмитажа. Первоначально картина была написана на дереве, однако впоследствии переведена на холст. Картина являет собой самый ранний в голландской живописи пример изображения этого сюжета. Советский искусствовед Ю. И. Кузнецов в своём обзоре голландской живописи XVII века очень высоко оценивал картину: «Ластман отказывается от напыщенного языка предшественников — картина должна быть простой, искренней и ясной… Художник пытается объединить пейзаж и фигуры, подмечает живые выразительные жесты, вводит в картину множество бытовых подробностей, тщательно исполненных деталей… По мнению художника, это должно заставить зрителя поверить в реальность изображённого события».

Изображение Господа Бога в виде потока лучей света для своего времени явилось новаторским приёмом в живописи, который оказал значительное влияние на последующие исторические и религиозные произведения многих художников, в том числе и на молодого Рембрандта. Картина «Авраам на пути в Ханаан» была создана Питером Ластманом в Амстердаме, а в 1792 году она поступила в состав Эрмитажного собрания из имущества князя Г. А. Потёмкина-Таврического.


Отношение автора к вере


Питер Ластман появился на свет в традиционной католической семье, и даже после утверждения протестантизма на территории Голландии родители будущего известного художника продолжали хранить верность католической вере. Есть информация, что его отец даже занимал должность церковного старосты. Поэтому неудивительно, что именно библейская живопись стала основным направлением творческой деятельности мастера.

Его многочисленные произведения иллюстрируют новозаветные и ветхозаветные сюжеты, причём последними он увлёкся во время своего пребывания в Италии. Христианские сцены словно оживали на его полотнах. Эмоциональные, динамичные, они прекрасно раскрывали характеры персонажей. Очевидно, что не только выдающиеся способности художника и отличное знание Священного Писания сыграли свою роль в создании подобных произведений, но и его собственное отношение к религии.


Биография


Питер Ластман, нидерландский живописец, родился около 1583 года в Амстердаме. Учился он у художника Геррита Питерса, а после окончания обучения отправился в Италию, где некоторое время проживал в Риме и Венеции. Именно там Ластман познакомился с творчеством Караваджо. В Риме он входил в круг художников, объединившихся вокруг Адама Эльсхаймера.

В 1607 г. Ластман вернулся в Амстердам. Самые ранние из его известных работ, два рисунка, датированы 1603 годом; возможно, они были исполнены в Италии, но еще в маньеристическом стиле.

По возвращении в Голландию Питер Ластман становится одним из самых характерных амстердамских художников; в его мастерской в 1619 – 1621 годах учился Ян Ливенс, а в 1624–1625 годах Рембрандт, пробыв у него всего шесть месяцев, на всю жизнь сохранит свое восхищение перед искусством учителя.

Заслугой Ластмана было то, что после Эльсхаймера и маньеристов Утрехта и Харлема он создал действительно новую живопись на исторические и библейские сюжеты, повествовательную, реалистичную и подчеркнуто психологичную. Питер Ластман является частью группы художников, называемых до-Рембранесками, то есть художниками до Рембрандта.

После 1620 года искусство Ластмана приходит в упадок, словно он стремится смягчить свою первоначальную резкость. Согласно некоторым архивным документам, художник остаток жизни провел в родном Амстердаме, где и умер 4 апреля 1633 года.


Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.



Оставить комментарий