Апокалипсис (Все святые I) - Кандинский Василий

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Апокалипсис (Все святые I)
Апокалипсис (Все святые I)
Автор: Кандинский Василий
Местонахождение: Городская галерея в Ленбаххаус, Мюнхен, Германия
Произведение: Апокалипсис (Все святые I)
Жанр: Художественное
Год создания: 1911 г.
Эпоха/течение: Абстракционизм

Описание произведения

Это полотно Кандинского идентифицируется как сцена из Апокалипсиса. По словам святого Иоанна Богослова, перед вторым пришествием Христа в духовный рай наступит период страшного разрушения. Ангелы будут трубить в свои трубы, четыре всадника Апокалипсиса (война, чума, голод и смерть) будут освобождены, солнце погаснет, а Луна станет кровавой. Огненный град сожжет мир, а поток горьких вод потопит его обитателей.  

В картине мы легко можем различить огромную фигуру трубящего ангела слева, поднимающиеся воды потопа и бушующие пожары, в то время как души выходят из своих могил на суд Божий. Ангел появляется на фоне града Божьего, представленного в виде города с куполообразными башнями.  Этот город ̶ Новый Иерусалим (Откр.21:2), сияющий город на горе, упоминаемый в Нагорной проповеди Христа.

Рядом появляется другой символ возрождения ̶ восходящие солнце. Святой Георгий (герой эмблемы художественной группы Кандинского «Синий всадник») появляется прямо под рукой ангела рядом с православными святыми. Рядом — скорее всего, княгиня Ольга (в короне и с нимбом). Более крупным планом представлены фигуры двух молодых святых, которые могут быть отождествлены с Борисом и Глебом — воплощением кротости и смирения перед лицом смерти. 

В этом хаосе появляются признаки новой надежды и новой жизни после смерти. Голубь-вестник с веткой в клюве напоминает нам историю Всемирного потопа и Ноева ковчега. Христос на кресте на заднем плане возвещает всеобщее воскресение, как и такие символы, как Феникс и бабочка на дальнем плане справа. 

Кандинский как бы собрал разных святых в ситуации великого свершения, обозначив определенный момент их исторического бытия. 

 

История создания

Между 1909 и 1913 годами Кандинский несколько раз писал «Апокалипсис». Интерес Кандинского к апокалиптической тематике связан с его убежденностью в том, что человечество стояло на пороге катастрофического перехода от материалистической эпохи к «эпохе великого духовного». Такие духовные воззрения не были редкостью в то время, особенно на фоне развития теософии.

В данном произведении осуществлена попытка художника сконцентрировать ощущение конца света, ощущение господства темной или светлой сил. Особенность данной Композиции в том, что она представляет собой некую живую и движущуюся субстанцию, где линия и цвет, по начальному замыслу автора оказывают физическое, ощутимое воздействие. Кандинский создает перед зрителем не просто иллюзию, он применяет прием «растяжение пространства», где ритм, характер распределения форм, наложенных друг на друга становятся основами построения идеальной плоскости.

Пятна и линии здесь подобны живым существам. И их абстрактность лишь усиливает выразительность события, тем самым произведение приобретает характер всеобщности. В трагедии, разворачивающейся в условном времени, созревает катарсис, закономерное развитие, казалось бы, неразрешимых противоречий. В этой новой реальности – весь сложный духовный мир нового человека начала XX в. 


Отношение автора к вере

Творческая судьба Василия Кандинского была теснейшим образом переплетена с его духовными поисками. Ради посвящения себя искусству будущий авангардист принял решение оставить успешную карьеру юриста. В этом радикальном поступке проявляется пример распространенного мироощущения среди русской интеллигенции начала XX века, полного растерянности от рушащегося на глазах привычного мира. Василий Кандинский, несмотря на то, что родился в состоятельной интеллигентной семье, в которой, очевидно, прививались традиционные христианские ценности, не избежал утраты ключевых основ русской жизни, построенных на духовной неразрывности с христианскими корнями и с предыдущими поколениями. В своей жизни и творчестве художник пытался судорожно найти замену изгнанному Богу в неизведанных еще зонах сознания. В итоге поиск новых путей в искусстве заменил ему столь недостающее религиозное переживание. Закономерно, что труд Кандинского «О духовном в искусстве» в целом представляет собой попытку найти связь между миром духовным и видимой живописной изобразительностью. 

Подобные исследования, безусловно, свидетельствуют о том, что душа художника стремилась найти духовные опоры. Однако, будучи подверженным опасным веяниям эпохи, на место истинного Бога художник  поставил абстрактное «прекрасное».  На последних страницах комментариев к своей работе Кандинский вполне закономерно признается в своей абсолютной верности теософскому катехизису, называя его «рукой, указывающей и несущей помощь». Кандинский так  сформулировал одну из основных его истин: «В те времена, когда религия, наука и мораль (последняя сильной рукой Ницше) потрясены и когда внешние опоры грозят рухнуть, человек отвращает свой взор от внешнего и обращает его внутрь себя».

Биография

Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе, здесь будущий художник окончил 3-ю гимназию, а также получил художественное и музыкальное образование. В 1885-1893 (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.

В августе 1892 года Кандинский окончил юридический факультет с дипломом первой степени, и по рекомендации А. И. Чупрова оставлен на два года при кафедре политэкономии и статистики «для подготовки к профессорскому званию и написанию диссертации. Незадолго до этого он женился на Анне Филипповне Шемякиной. В 1895—1896 годах работал художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерева и К°» в Москве.

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. Во многом это произошло под влиянием выставки импрессионистов, прошедшей в Москве в 1895 году (и в частности, под впечатлением от картины Клода Моне «Стог сена»). В 1896 году Кандинский отказался от предложенного Дерптским университетом места приват-доцента и уехал в Мюнхен, чтобы учиться живописи.

Кандинский вошел в состав мюнхенской русской художественной колонии, куда входили ЯвленскийВерёвкина, Грабарь, Кардовский, несколько позднее присоединившийся Добужинский. 

С 1897 года Кандинский обучался живописи в частной студии Антона Ажбе. В 1900 году Кандинский поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1900 года много путешествует, посещает Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвует в выставках Московского товарищества художников. В 1901 году создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нем школу (Münchner Malschule Phalanx), в которой преподавал.

Летом художественная школа выезжала в городок Калльмюнц в живописной местности при впадении Фильса в Наб

В 1910 и 1912 годах также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи, под влиянием книги Мыслеформы пишет в 1911 году знаменитый трактат «О духовном в искусстве», переходит от фигуративной живописи к чистой абстракции. В 1909 году Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 году — альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.

После начала войны России с Германией художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полу - абстрактными полотнами, в основном пейзажами. 11 февраля 1917 года вступил в брак с Ниной Николаевной Андреевской (конец 1890-х — 1980).

После революции 1917 года Кандинский активно занимался общественной работой: участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1918 году издал автобиографическую книгу «Ступени». В 1918—1919 гг. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—1921 гг. — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, в качестве приглашенного профессора читал в Московском университете курс «Современное искусство». Кандинский также был избран вице-президентом РАХН.

В декабре 1921 года Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись, а с лета 1922 года работал в «Баухаузе», став видным теоретиком школы. В межвоенный период Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.

В 1928 году художник принял немецкое гражданство, но, когда в 1933 году к власти пришли нацисты и закрыли «Баухаус», эмигрировал в Париж. В 1939 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нейи, под Парижем.

Автор текста: Левченко Алена Михайловна.

Оставить комментарий