Ангел - Лоренцетто (Лоренцо Лотти)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Ангел
Ангел
Автор: Лоренцетто (Лоренцо Лотти)
Местонахождение: Базилика Санта-Мария-дель-Анима, Рим, Италия
Произведение: Ангел
Жанр: Статуя
Год создания: 1532 г.
Эпоха: Возрождение, библейский сюжет
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Мраморная статуя коленопреклонённого ангела была создана знаменитым итальянским мастером эпохи Возрождения Лоренцетто в 1532 году для украшения алтаря римской базилики Санта-Мария-дель-Анима.

Скульптура изображает молящегося Ангела. Он преклонил колени и сложил ладони перед грудью, опустив голову. На Посланнике Небес – короткий хитон из лёгкой ткани, крылья за его спиной распахнуты. По канонам религиозной пластики, Ангел изображён бесполым – жители Горнего мира «…суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:13–14). Прекрасный ангельский лик в обрамлении длинных вьющихся локонов светел и печален, взгляд Небесного создания скорбно опущен.

Скульптурам Лоренцетто присущи совершенство форм, наполненность глубоким смыслом и внутренняя экспрессия. Произведения мастера, так же как и пластика других флорентийцев, проработаны в мельчайших деталях, что придаёт его образам правдивость, человеческую эмоциональность и Божественную одухотворённость.

История создания

Статуи Ангелов в алтаре римской церкви Санта-Мария-делле-Аниме Лоренцетто создал в 1532 году, работая над оформлением интерьера вместе с другим итальянским скульптором, Нанни ди Баччо Бигио. Ангелы Лоренцетто размещены на возвышении, слева и справа от «Пьеты» Ди Баччо – копии великого произведения Микеланджело.

Церковь Санта Мария дель-Анима (Богоматерь Душ) была возведена для паломников из Нидерландов и Германии в 1350 году. В XV веке она была перестроена и стала принимать странников со всей Римской империи. Впоследствии базилика стала крупным национальным и религиозным центром, а также местом захоронения выдающихся граждан Рима.

Отношение автора к вере

Лоренцетто был ревностным католиком, отличался трудолюбием, тщательностью в работе и огромным терпением. В течение недолгой, но насыщенной творческой жизни, он неоднократно выполнял заказы Папского престола, связанные с украшением церквей и мемориалов. В своих статуях и рельефах мастер наделял библейских персонажей человеческими чертами, живыми и правдивыми, одновременно подчёркивая их одухотворённость. 

          Закончил свою жизнь Лоренцетто, работая над собором Святого Петра в Риме, где, по словам историка итальянского искусства, Джорджо Вазари, «он и нашёл Бога».

Биография

Лоренцетто (Лоренцо ди Людовико ди Гульельмо или Лоренцо Лотти) – итальянский скульптор и архитектор эпохи Возрождения, помощник великого Рафаэля Санти, родился в 1490 году во Флоренции. Отец Лоренцо, Людовико ди Гульельмо дель Буоно, был ювелиром и занимался также изготовлением бронзовых изделий. 

Молодой художник проходит начальное обучение скульптуре у своего отца и, вероятно, у знаменитого земляка Андреа Сансовино, а затем в 1516 году переезжает в Рим, где поступает в ученики к Рафаэлю. Там Лоренцетто помогает мастеру в работах по возведению Капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо – он создаёт по рисункам Рафаэля статуи пророков Илии и Ионы, бронзовый рельеф «Христос и Самаритянка», который позже был перенесён Бернини на основание алтаря, рельефы капителей и другие детали (1516 – 1520).

Почти одновременные смерти Киджи и Рафаэля в 1520 году сильно ударили по творчеству и состоянию Лоренцетто. Наследники Киджи, по словам Джорджо Вазари, «ограбили его без всякой надежды», а сам мастер «обнаружил, что он потерял своё время и труд». Однако Лоренцетто не опускает руки и находит работу – он создаёт статую Мадонны для гробницы Рафаэля в римском Пантеоне. 

В 1524 году Лоренцетто завершил работу над могилой поэта Бернардино Капеллы в Санто Стефано Ротондо. Между 1530 и 1535 годами Лоренцетто работал над статуей Святого Петра, заказанной Папой Климентом VII, для моста Сант Анджело, симметричной статуе Святого Павла, созданной Паоло Романо. В работах над гробницами Пап из семейства Медичи – Климента VII и Льва X, в базилике Санта-Мария-сопра-Минерва (1536), он довольствовался второстепенной ролью, главным скульптором тогда был Баччо Бандинелли .

В последние годы своей жизни Лоренцетто помогал Антонио да Сангалло Младшему в качестве архитектора и геодезиста в работах над базиликой Святого Петра. По словам Вазари, это оказалось самым прибыльным занятием в карьере Лоренцетто, потому что «стены строились по фиксированной цене... Вследствие этого Лоренцо, не прилагая усилий, через несколько лет стал более знаменитым и процветающим, чем он был после многих лет бесконечного труда, потому что нашел Бога, человечество и Фортуну благоприятными в тот момент. И если бы он прожил дольше, он сделал бы еще больше для искоренения тех травм, которые жестокая судьба несправедливо нанесла ему в лучший период его работы».

Лоренцетто умер от лихорадки в декабре 1541 года в Риме, и был похоронен в соборе Святого Петра. Его надгробие не сохранилось.


Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий