Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Деревянную полихромную статую Ангела немецкий скульптор Грегор Эрхарт создал в первой половине XVI века. В наши дни произведение украшает экспозицию Национального баварского музея в Мюнхене.
Скульптура изображает Ангела, стоящего во весь рост (в некоторых источниках она так и называется – «Стоящий Ангел»). Посланник Небес одет в длинный хитон и широкую накидку, застёгнутую под шеей. Крылья у него отсутствуют. Руки Ангела приподняты, но их кисти и, возможно, зажатые в них предметы, утрачены. Ангельский лик, обрамлённый длинными вьющимися локонами, бесстрастен, глаза закрыты. – По канонам религиозного искусства, жители Горнего мира должны быть лишены эмоциональности, равно как и пола, ибо они «…суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:13–14).
Скульптор творил на стыке Готической и Ренессансной эпох, отсюда в его пластике наблюдается смешение стилей, строгой спокойной «вертикальности» образов и зарождающихся гуманистических черт, присущих искусству Возрождения.
История создания
Статую стоящего Ангела Грегор Эрхарт вырезал из липы, предположительно, в первой половине XVI века (более точная датировка отсутствует). В это время мастер переехал из родного Ульма в баварский Аугсбург, который уже не покидал до самой смерти.
В наши дни это прекрасное произведение находится в экспозиции Баварского национального музея в Мюнхене, куда было передано из собственности Свободного государства Бавария в 1965 году.
Отношение автора к вере
Грегор Эрхарт известен, в основном, как автор многочисленных религиозных скульптур. Он, безусловно, обладал всеми качествами, присущими истинному христианину, в том числе – скромностью, трудолюбием и талантом. На протяжении своей долгой, творчески наполненной жизни, Эрхарт выполнил множество заказов по скульптурному оформлению баварских церквей.
Произведения мастера сочетают в себе черты поздней Готики и Ренессанса – строгости и гуманизма. Его образы одухотворены и человечны, возвышены и близки, а пластика понятна и священнослужителю, и простому прихожанину.
Биография
Грегор Эрхарт, немецкий скульптор, работавший на стыке эпох поздней Готики и Возрождения, родился около 1465 года в Ульме (Священная Римская Империя). Грегор был представителем известной династии скульпторов и резчиков по дереву, основал которую его отец, Михель Эрхарт. Скульпторами также стали и младший брат Грегора, Бернгардт Эрхарт, и его сын, Пауль.
В 1494 году Грегор Экхарт переселяется в Аугсбург, предположительно, в связи с получением контракта на проведение работ в местном монастыре и церкви Святого Морица. В Аугсбурге он жил в доме своего тестя, Адольфа Даухера, также резчика по дереву. Через два года после переезда Грегор получает звание «мастер скульптуры» (Ingeniosus magister). Всю свою творческую жизнь он провел в Аугсбурге, став ведущим скульптором Баварии.
Некоторые из наиболее известных работ мастера: Главный алтарь церкви Святой Марии (1485, Талькирхен), статуя Мадонны (Базилика Святых Ульриха и Афры, Аугсбург), статуя Мадонны-защитницы (1504, алтарь в монастыре Кайсхейм), статуя Святой Магдалины «La Belle Allemande» (1510, Лувр, Париж), скульптура Мадонны-защитницы (1510, собор Фрауэнштейн, Мёльн), Распятие (1510–1520, Оллинген), несколько скульптурных эпитафий и надгробных памятников в церквях Баварии.
В 1531 году Грегор Эрхарт передаёт права на свою мастерскую сыну Паулю и постепенно отходит от дел. Мастер скончался в 1540 году в Аугсбурге.
Автор текста: Марина Румянцева.