Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Агарь по происхождению была египтянкой и была в услужении у Сарры, жены патриарха Авраама. Священное Писание упоминает о ней в связи с рождением сына Измаила. Несмотря на обещанное Аврааму Богом многочисленное потомство, Сарра долгое время оставалась бесплодной и вошла в возраст, когда чадородие было уже невозможно. Видя печаль своего мужа, она решилась последовать обычаю и дать ему свою служанку, чтобы он имел от нее потомство.
Агарь родила сына Измаила, что дало ей повод презирать свою госпожу и величаться над ней. Когда у Сарры родился и подрос Исаак, то и Измаил по примеру матери стал насмехаться над младшим братом.
"И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села [поодаль] против [него], и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был]; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока" (Быт. 21:9-19).
История Агари была очень популярна в религиозной живописи во времена Ренессанса, но и позднее художники не обходили вниманием этот библейский сюжет, благодаря его высокому эмоциональному накалу. Полотно Джованни Ланфранко, напротив, представляет зрителю картину в которой ощущается гармония и умиротворение. Агарь в произведении выглядит прилегшей отдохнуть, ее поза расслаблена и спокойна. Как будто она уверена, что Бог Авраама не оставит ее и сына Своей милостью. Возможно поэтому ее одежда имеет цвета, которые атрибутируются святым - белый, как символ чистоты и святости, красный, как знак мученичества или принадлежность царскому дому и синий, означающий мудрость и принадлежность Небу. За спиной Агари изображен маленький Измаил, с тревогой прижимающийся к матери. Удивленными глазами мальчик смотрит на явившегося ангела.
К посланнику неба обращено и лицо Агари, выражающее вопрос и надежду. Ангел представлен художником в виде юноши с белыми сильными крыльями за спиной. Развивающиеся края плаща придают его фигуре легкость и энергию движения. Лицо ангела выражает участие и любовь, правой рукой он указывает в сторону, где мать и сын могут найти воду. Складки плаща духа имеют золотой отблеск, означающий сияние славы Бога. Сочетание золотого и розового создает впечатление нереальности посланника и неземной красоты.
Действие сюжета художник поместил в прекрасный равнинный пейзаж с редкими деревьями. Красота окружающего мира призвана напомнить зрителю о премудрости Бога и заботе о каждом человеке.
История создания
Точная дата создания картины "Агарь в пустыне'' Джованни Ланфранко неизвестна. Полотно демонстрирует высокий уровень живописного мастерства художника. Как и все произведения, написанные Ланфранко для церкви, эта картина была предназначена для того, чтобы быть противопоставленной искусству Реформации.
Отношение автора к вере
Джованни Ланфранко был крещен в Католической Церкви. Биографы отмечают, что художник серьезно относился к вопросам религии и духовной жизни. Большинство своих работ Ланфранко написал для храмов и монастырей. Осознанность сюжета и вдохновение высшими идеалами сделали Джованни знаменитым в его фресках и алтарных картинах. Живописец создавал свои произведения в стиле барокко, отражавшем прежде всего религиозную напряженность эпохи. Этот стиль был принят в Католической Церкви, чтобы вновь заявить о себе после протестантской Реформации. Талант художника ценили духовные лица высокого ранга, Ланфранко покровительствовали папа Павел V и папа Урбан VIII.
Последней работой мастера стали росписи капеллы «Сан Карло Катинари». Джованни Ланфранко умер в возрасте 65 лет 29 ноября 1647 года в Риме и был похоронен на следующий день в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.
Биография
Джованни Гаспаре Ланфранко родился в городе Парма в 26 января 1582 году. Он был третьим сыном Стефано и Корнелии Ланфранки. В детстве его отдали в дом графа Орацио Скотти в качестве пажа. Рано обнаружившийся талант к рисованию позволил ему начать обучение у болонского художника Агостино Карраччи. Когда Агостино умер в 1602 году Ланфранко перешел в римскую мастерскую Аннибале Карраччи, которому помогал в росписи палаццо Фарнезе.
После смерти Аннибале Карраччи в 1609 году, Ланфранко вернулся в свою родную Парму на два года. Там он встретил Бартоломео Щедони и расписал алтарь для церкви Всех Святых. Ланфранко также создавал картины и алтари в Орвието, Валлерано, Леонесса и Фермо. В Парме на художника произвели большое впечатление купольные композиции, выполненные Корреджо.
После своего возвращения в Рим в 1612 году, Ланфранко вместе с другими учениками Карраччи - Рени, Альбани и Доменикино - соревновался за римское покровительство. Рени вскоре отправился в Неаполь, а затем в Болонью. В течение следующего десятилетия (1620-х годов), Ланфранко и Доменикино боролись за основные заказы на фрески. Из картин Ланфранко этого периода следует отметить "Экстаз св. Маргариты Кортонской" (1622 г., Флоренция, палаццо Питти).
В Риме художник украсил фресками палаццо Маттеи, Костагути и Боргезе (1624–1625 гг.); в этих росписях он изобразил веселых беспечных богов и нимф в архитектурном обрамлении, с карнизами, поддерживаемыми кариатидами. Одно из самых известных произведений Ланфранко – иллюзионистическая роспись купола церкви Сант-Андреа-делла-Валле (1625–1628 гг.), исполненная в духе Корреджо. В ней представлено видение небесных сил и ангелов, парящих вокруг воскресшего Христа. Эта композиция, наполненная светом и воздухом, скользящими тенями и бурным движением фигур, возвестила триумф зрелого барокко в Риме. Между 1633 и 1645 годами Ланфранко украсил фресками, написанными в иллюзионистическом стиле, несколько неаполитанских церквей: он расписал купол церкви Джезу Нуово, неф и хор церкви Сан Мартино и купол капеллы Сан Дженнаро в соборе, где повторил роспись Сант-Андреа-делла-Валле. Считается, что растущая популярность и обилие заказов привело к тому, что Ланфранко стал писать свои картины в небрежной, выхолощенной манере.
Новая трактовка света, атмосферных эффектов и движения у Ланфранко пришла на смену четким формам и жестко ограниченным пространственным структурам более ранних монументальных композиций; в этом его живопись близка романтическому искусству Гверчино. Ланфранко знаменит своими фресками и алтарными картинами. Последней работой Джованни Ланфранко были росписи капеллы «Сан Карло Катинари».
Умер Ланфранко в Риме 29 ноября 1647 года.
Автор текста: Ольга Северинова.