Бытие, Глава 30, стих 1. Толкования стиха

Стих 43
Стих 2

Толкование на группу стихов: Быт: 30: 1-1

«И поревновала Рахиль сестре своей», – переводит м. Филарет. И далее по поводу фразы Рахили «Дай мне детей, а если не так, то я умираю» он прибавляет: «Рахиль, говорит св. Златоуст (Hom I in Genes), в исступлении ревности произнесла слова, исполненные безумия. Но некоторые находят в словах этих некоторый здравый смысл, излагая их следующим образом: дай мне детей, как Исаак дал их неплодной Ревекке молитвою или хотя так, как Авраам дал неплодной Сарре посредством Агари, иначе я опасаюсь, что борение с печалию сократит дни мои».
 

Источник

Священная летопись. Том 1.

Толкование на группу стихов: Быт: 30: 1-1

Лия родила Рувима, Симеона, Левия и Иуду и перестала рождать; Рахиль же оставалась неплодной. А поскольку слышала она от Иакова, что Авраам молился о неплодной Сарре и был услышан, что молился и Исаак о Ревекке и также был услышан, то думала, что заключенная утроба ее не отверзается, потому что Иаков не молиться о ней. И потому с гневом и со слезами говорит мужу: даждь ми чада: аще же ни, умру аз. Она была разгневана и потому сказала: даждь ми чада, а не: "Помолись, чтобы даны мне были чада".

Толкование на группу стихов: Быт: 30: 1-1

Неразумное требование, свойственное жене и душе, терзаемой ревностью! «Дай мне детей»! Да разве не слышала ты, что не сожитие с мужем принесло чадородие сестре твоей, а Господь Бог, видев, «что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее» (Быт. 29:31)? Почему же ты требуешь от мужа того, что выше природы и, забывая Владыку естества, обвиняешь мужа, который не может нисколько в этом помочь тебе? «Дай мне детей, а если не так, я умираю». Ужасное зло — ревность! Она впадает даже в безумие, как испытала это и Рахиль. Смотря на кучу детей у сестры, и думая о своем одиночестве. Рахиль не выносила этого позора, не могла удержать смущавших ее помыслов — и произносит полные безумия слова. «Дай мне, — говорит, — детей, а если не так, я умираю». Может быть, она заметила в муже любовь к сестре, и, думая, что по этой самой причине она имела столь много детей, а она еще не родила ни одного, говорит мужу: «Дай мне детей»; потом, желая устрашить его, прибавляет: «А если не так, я умираю».

Источник

Беседы (гомилии) на Бытие, 56

Толкование на группу стихов: Быт: 30: 1-1

Кроме того достойно исследования и рождение происшедших от Иакова сынов; достойно рассмотрения то, сколько их родилось и от кого именно произошли они. Первая родила Лия четырех сынов: Рувима, Симеона, Левия и Иуду. Поскольку же Рахиль была еще неплодна и бездетна, то весьма печалясь и недоумевая о сем, обдумывала способы к избавлению себя от бездетства.

Источник

Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. На Бытие. Еще о патриархе Иакове (4.2)

Толкование на группу стихов: Быт: 30: 1-1

И пришел Иаков к дальнему сроднику своему Лавану. У Лавана были две дочери – Лия и Рахиль. Иакову понравилась Рахиль. Лия же была слепая. И Иаков говорит Лавану, что готов работать за Рахиль столько, сколько тот ему скажет. И они договорились, что семь лет будет трудиться Иаков за право взять Рахиль в жены.

Семь лет пас овец обманщик Иаков. По прошествии срока сыграли свадьбу. Вечером же взял Лаван дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней Иаков… Утром же оказалось, что это Лия (Быт. 29:23-25). И наверное, в этот момент обманщик понял, что обман всегда возвращается к человеку, его совершившему. Как он занял место своего брата, получив благословение слепого отца, так и здесь произошло нечто подобное: получил вместо Рахили слепую сестру ее. И пришлось Иакову работать у Лавана за Рахиль еще семь лет. Таким образом, Иаков получил двух жен, ставших соперницами. И завязалось между ними странное соревнование – какая из них больше детей ему родит. Они даже пытались перекупить Иакова друг у друга, договаривались, что за разные подарки, за мандрагоры Иаков будет ночевать в том или ином шатре. И даже служанок своих давали Иакову в жены, чтобы они родили ему. И нарожали все вместе ему двенадцать сыновей. Вот имена сыновей Иакова: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон – сыновья Лиины; Дан, Неффалим – сыновья Валлы, служанки Рахилиной; Гад, Асир – сыновья Зелфы, служанки Лииной; Иосиф и Вениамин – сыновья Рахили.

И вот, двенадцать сыновей – это большая радость для отца, украшение семьи. В Солнцево есть большой дом, в котором живут многодетные семьи. Там есть несколько семей, с которыми я дружу уже несколько лет. И что поразительно, каждый из них знает, что жизнь ребенка священна. Когда я спросил одну женщину, не очень религиозную, была ли у нее мысль об аборте, она ответила: «Что ты, отец Олег, никогда даже мысли такой мне в голову не приходило. Ведь если появляется ребенок, это мой ребенок. Я его животом чувствую, куда же больше».

Это – великая милость Божия, когда появляется не просто один ребенок, а три, четыре… десять, двенадцать. Никогда не слушайте болтунов с их безответственными советами. Рожайте как можно больше. У меня есть маленькая группа духовных чад, и каждый год я с них строго спрашиваю: «Почему твоя жена не в положении? Что случилось? Может, она заболела, давай молебны служить». Человек начинает что-то объяснять, оправдываться. Всякие противозачаточные средства категорически запрещены церковью. Это грех онанизма. Надо рожать детей и соблюдать границы, которые положил Господь. Соблюдайте волю Творца, и Он позаботится о пропитании. Если Он заботится о птицах небесных, которые не сеют и не жнут, то неужели не позаботится Он о христианских детях?!

  


Источник

Беседы на книгу Бытия, 5

Толкование на группу стихов: Быт: 30: 1-1

Рахиль дает рабыню Валлу Иакову в качестве наложницы. Взаимная ревность жен, неизбежная спутница полигамии вообще, получает особую силу и остроту в том случае, когда одна из жен была бездетна, а другая имела детей (ср. 1 Цар. 1:2, 6; Втор. 21:15 и д.). Несвободна была от этого зла и семья Иакова: «были несовершенны и дочери мужа неблагочестивого, именовавшего богами истуканов. Посему-то законоположник Бог запрещает подобный брак и говорит: Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею», (Лев. 18:18; блаженный Феодорит, отв. на вопр. 87). Требование детей у Иакова, помимо Бога, со стороны Рахили есть требование неразумное и неблагочестивое, «свойственное жене и душе, терзаемой ревностью» (Иоанн Златоуст, Бес. 61, с. 601). Потому оно и вызывает гнев Иакова, хотя тягость бездетности у древних евреев делала его почти синонимом смерти (подобным этому бедствию считались только проказа и слепота, — также уподобляемые смерти), как и говорит здесь Рахиль, и это смягчает ее виновность.

Толкование на группу стихов: Быт: 30: 1-1

Вопрос 87. Почему жены ревновали одна другой? Дочери неблагочестивого мужа, именовавшего богами истуканов, были и сами несовершенны. Посему-то законоположник Бог запрещает подобный брак, и говорит: «сестру жены твоея да не поимеши в наложницу» (Лев. 18:18).

Толкование на группу стихов: Быт: 30: 1-1

И поревновала Рахиль сестре своей. Очевидно, из погрешностей рождается для Иакова наказание: из многоженства и пристрастия к Рахили — несогласие семейственное. Дай мне детей; а если не так, то я умру. Рахиль, говорит Златоуст (Hom. I. in Genes), в исступлении ревности произнесла слова, исполненные безумия. Но некоторые находят в словах сих несколько здравый смысл, излагая их следующим образом: «Дай мне детей, как Исаак дал их неплодной Ревекке молитвою, или хотя так, как Авраам дал неплодной Сарре посредством Агари, иначе я опасаюсь, что борение с печалию сократит дни мои».
Preloader