Флп. 247 зач. (4, 4–9) <i>Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами.</i> <b>Об истинной радости</b> Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Апостол Павел, обращаясь к филиппийцам, восклицает: <i> «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь»</i> (ст. 4). Этим он призывает не только филиппийцев, но и всех нас, всех православных христиан, всегда радоваться, но не земной человеческой радостью, не о чем-то временном, тленном, суетном, а тем паче греховном, но <i>«радоваться в Господе»</i>, или, как говорит славянский перевод Писания, <i>«радоваться о Господе».</i> Радоваться в Господе — значит радоваться духовной радостью, радоваться спасению, которое уже совершилось ради нас, и тому, что наше общение с Богом восстановлено через крестную жертву Спасителя и сошествие в мир Святого Духа. Апостол Павел придает этому столь великое значение, настолько уверен, что эту радость не могут преодолеть никакие скорби, никакие тесноты этой временной жизни, и она, несмотря на неисчислимые перенесенные им скорби, настолько преисполняет его, — что он дважды повторяет это слово: «<i>Радуйтесь… и еще говорю: радуйтесь</i>». <i> «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко»</i> (ст. 5). Когда нас притесняют и естественно было бы, как ожидается всегда в таких случаях, на причиненные неприятности дать адекватный ответ ради самозащиты, ради того, чтобы оберечь себя от каких-то напастей, ответить злом на зло, апостол вдруг говорит: «<i>Кротость ваша да будет известна всем человекам</i>» — в том числе и тем, кто нас преследует. Мы не должны быть кроткими напоказ, но наше поведение, в том числе при скорбных обстоятельствах, в особенности при скорбях, причиненных нам людьми, должно быть таково, чтобы наша кротость стала известна всем. Не одному человеку, потому что именно с ним мы повели себя кротко, а на другого разгневались, но всем. Верующим и неверующим, близким нам людям, с которыми мы постоянно общаемся, и тем, с кем мы встретились, может быть, неожиданно, друзьям и недругам, христианам и врагам Христовым — всем должна быть известна наша кротость, то есть мы должны быть кроткими всегда. Причина этой непрестанной кротости — близость Господа. Даже если в нас и возникает естественный протест, негодование на наших обидчиков или хотя бы неприязнь к ним, мы, вспоминая, что Господь близко, должны смиряться, углубляться в себя и, соединяясь умом с Богом, умиротворяться, радоваться о Господе — не о телесном покое и утешении — и хранить эту непоколебимую кротость, потому что скоро будет пришествие Господне. И в любом случае скоро, потому что жизнь наша проносится стремительно, мы предстанем пред Господом, а значит, должны быть готовы дать Ему ответ. Спрашивать же нас будут не о том, справедливо или несправедливо нас обижали, а о том, как мы при этом себя вели: по евангельским заповедям или по своим страстям. Апостол продолжает: <i> «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»</i> (ст. 6–7). «<i>Не заботьтесь ни о чем</i>». Конечно, мы вынуждены заботиться о тех или иных повседневных вещах. Мы не можем стяжать такой беспечальности, чтобы в буквальном смысле слова быть как птицы. Да и птицы заботятся о пропитании, целый день, в отличие от нас, трудясь для того, чтобы прокормить себя. Однако мы можем все наше упование возложить на Бога. Делая то, что необходимо и что велит нам делать наша совесть, мы должны понимать, что удовлетворение всех наших потребностей, даже самых минимальных, зависит не столько от нас, сколько от Бога, и поэтому мы должны всегда «<i>в молитве и прошении с благодарением открывать свои желания пред Богом</i>». В любом деле мы должны на первое место ставить молитву и испрашивать Божией помощи, что мы, к сожалению, часто исполняем лишь формально. Все наши нужды: и острые, то, что касается, например, здоровья или пропитания, и не такие важные, но всё же необходимые, мы должны, так сказать, повергнуть пред Богом. Не потому, что Он нуждается в том, чтобы мы Его сначала попросили — Бог знает все наши потребности, — но потому, что это нужно нам самим. Иначе нам не избавиться от многозаботливости, многопопечительности, отвлекающей нас от созерцания Бога, а значит, и от радости о Господе, радости в Боге. Как только мы начинаем размышлять о тех или иных предметах, ум наш от «единого на потребу» (см. <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-10/?verse=10:42">Лк. 10:42</a>), от общения с Богом, переходит к земным вещам, рассеивается, и тогда, как всем нам известно из собственного горького опыта, мы впадаем в многопопечительность и лишаемся того мира, который должен сходить на всякого человека, пребывающего в сосредоточенной молитве. Обратим внимание на уже прочитанные нами слова: «<i>И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе</i>». «Соблюдет» только тогда, когда мы повергнем свою молитву пред Богом и, более того, будем благодарить Его, даже если не получаем просимого. Мы должны благодарить Бога за все: и за доброе, и за то, что нам кажется злым. Великий святитель Православной Церкви, испытавший от собратьев во Христе многие страшные, а главное, совершенно несправедливые скорби, святой Иоанн Златоуст, восклицал перед смертью: «Слава Богу за все!» Так и мы должны благодарить Бога, только тогда мы приобретем тот мир, который выше всех наших потребностей, выше всего человеческого. Когда же мы стяжем этот «<i>мир, который превыше всякого ума</i>», то поймем, что только он нам действительно и нужен, а все остальное требуется лишь по необходимости и в самой малой степени. Некоторые подвижники, достигшие этого высочайшего состояния, забывали и о пище, и о других потребностях. Многие мученики во время страданий благословляли и благодарили Бога, испытывая неизъяснимое блаженство, хотя в то время тела их терзали железом или жгли огнем. «<i>Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе</i>». Мир Божий соблюдет наши сердца и помышления, чтобы они пребывали в единении с Господом Иисусом Христом, с возлюбленным нашим Спасителем. Тогда мы не только будем иметь мир, но и познаем любовь Божию и, конечно же, будем радоваться неизреченной радостью. Далее апостол говорит: <i> «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте»</i> (ст. 8). Только находясь в таком возвышенном состоянии, мы можем исполнить все добродетели, потому что без помощи Божией это совершенно невозможно, это выше наших сил. Иногда мы не можем понудить себя и к самому простому, но если Господь с нами, если Он нас укрепляет и мы пребываем в Духе Святом, тогда мы можем вместе с апостолом Павлом воскликнуть: «Вся могу о укрепляющем мя Христе» (см. Флп. 4:13). Могу и много потрудиться ради Господа, как апостол, и потерпеть тяжкие скорби, и жизнь свою отдать за Христа. Но все это я могу совершить только тогда, когда я с Ним и в Нем, потому что эти подвиги выше человеческих сил, даже если бы наша воля была необыкновенно крепка. Мы существа немощные и слабые, но тем больше нам нужно смиряться и тем легче познать свою немощь, тем с большей легкостью мы можем обнаружить в себе действие всемогущей силы Божией, укрепляющей нас для совершения всех добродетелей, конечно, при нашем посильном понуждении. Апостол Павел не перечисляет самих добродетелей, но только характеризует их самыми возвышенными словами: истинные, честные, справедливые, чистые, любимые и прославляемые. Слово «прославляемые» говорит не о том, что люди прославляют нас, а о том, что добродетель прославляется всеми. Только об этом мы должны помышлять, и заботой нашей должны быть только эти духовные предметы, стремление исполнить все добродетели на самом деле. В последнем стихе этого зачала апостол призывает филиппийцев: <i> «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами»</i> (ст. 9). А видели они в нем, прежде всего, живой пример добродетели. Мы, конечно, не знаем апостола Павла лично, но мы знаем этого святого по его Посланиям, знаем о его подвигах из Деяний апостольских и немного из Предания, например, то, что он так много проповедовал, что к концу дня у него деревенел язык и он не мог уже произнести ни слова — таким самоотверженным проповедником он был. Но, взирая на апостола Павла, о котором в Священном Писании сказано больше, чем обо всех других апостолах, мы не должны исключать из примеров для подражания и других подобных ему святых мужей, например апостола Петра, о котором много говорит Евангелие, или апостола Иоанна Богослова. Мы должны перенимать для себя все, что мы видим в них, и если мы будем подражать святым, то «<i>Бог мира будет с нами</i>». Церковный устав, составленный святыми отцами, великими, гениальными (не побоюсь назвать их этим светским словом) людьми, предлагает нам это апостольское поучение в день Вербного Воскресения, когда мы вспоминаем, как Господь Иисус Христос торжественно вошел в Иерусалим, встречаемый ликованием народа. И мы также должны ликовать, но для того, чтобы ликование наше было подлинным, духовным, мы должны радоваться о Господе, стремиться приобрести «<i>мир, превосходящий всякий ум</i>», а для этого — оставить все земные попечения и размышлять и заботиться только о христианских добродетелях. Аминь. 1 апреля 2007 года